ОШИБКА В ПРОЕКТЕ. ЛЕНИНСКИЙ ТУПИК
Гавриил ПОПОВ.
О Ленине написаны сотни книг. Будут они выходить и впредь. Вновь и вновь, анализируя характер и поступки таких лидеров, как Ленин, человечество осознаёт свои базисные проблемы. Тем более, если речь идёт о грандиозной попытке перестроить основы самой цивилизации — осуществить «второе издание» первобытно-общинного строя, создав общество без частной собственности.
В предлагаемой книге («Наука и жизнь» предполагает опубликовать несколько глав из неё) я попытался выделить то, что особенно важно с точки зрения исторических итогов великого эксперимента XX века: проблемы, которые прямо или косвенно обусловили неудачу ленинского проекта. Были и успехи государственного социализма. Их, естественно, тоже важно исследовать, но меня интересовали именно ошибки.
Ленина я изучаю всю свою жизнь — испещрил пометками страницы и третьего, и четвёртого, и пятого изданий его собраний сочинений (особенно пятого).
Меня, как и многих других, далеко не всё устраивало в том реальном социализме, в котором мы жили. Но долгие годы я старался найти «подлинного» Ленина, считая, что от какой-то части ленинских идей отклонились, другую часть исказили, третью проигнорировали. Религии всегда стремятся снять ответственность со своих основателей — Будды, Христа, Магомета и других — за то, что веками творили те, кто называл себя их последователями или даже наместниками на Земле. А мне хотелось отделить Ленина от того, что называлось теорией ленинизма, и особенно от практики ленинизма.
Но чем глубже я погружался в ленинские работы и полнее осваивал ту часть огромного наследства Ленина, которая представлена в виде его записок, заметок, рекомендаций (они составляют значительную часть пятого издания собрания его сочинений), тем больше сомнений возникало относительно моей исходной идеи. Всё чаще я обнаруживал, что теория и практика ленинизма связаны, и связаны очень логично и последовательно. После XX съезда КПСС и доклада Н. С. Хрущёва о культе личности Сталина особенно часто и особенно рьяно пытались отделить Ленина и от практики сталинского социализма, и даже от того, что творилось ещё в Гражданскую войну. Я же видел явную ошибочность многих попыток разделить Ленина и реальный ленинизм...
Продолжение статьи читайте в номере журнала