ВНИМАНИЕ, ВОЗДУХ! В АВГУСТЕ В ЖУКОВСКОМ ПРОШЁЛ ОЧЕРЕДНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН
Дмитрий ЗЫКОВ. Фото автора.
Для всех, кто любит авиацию, август — особенный месяц. Традиционно третье воскресенье августа — День воздушного флота, а 12 августа свой праздник отмечают военные авиаторы. И именно в конце августа каждый нечётный год в подмосковном Жуковском проходит Международный авиационно-космический салон. На крупнейший в Европе аэродром Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова приходят многие тысячи гостей — специалистов и просто любителей авиации.
МАКС-2009 и готовился и проходил в условиях кризиса, и это не могло не сказаться на количестве его участников. Но, к счастью, сказалось не слишком сильно. И пусть некоторые лидеры мирового авиапрома сами на салон не приехали, но присутствие их всё же ощущалось, поскольку вся «начинка» летательных аппаратов, весьма широко представленная на нынешнем салоне, конечно же делается и под заказы, и по требованиям фирм — производителей летающей техники.
По мнению многих посетителей салона, одним из его главных экспонатов стал новый региональный самолёт «Сухой Суперджет 100». Сейчас эта машина проходит сертификационные испытания. Все дни работы выставки посетители могли видеть полёты нового лайнера как в «сольном» исполнении, так и в группе, в сопровождении истребителей Су и МиГ. В ближайшее время журнал расскажет подробнее об этом самолёте.
В программе, посвященной пассажирским самолётам, интересен был проект, представленный корпорацией «Иркут». На смену устаревшим и отработавшим ресурс аппаратам компания планирует поставлять ближне-среднемагистральные самолёты семейства МС 21.
Над созданием близкого по назначению самолёта сейчас активно работают фирмы «Боинг», «Эрбас» и конструкторские бюро в Китае. Американцы и европейцы, вероятнее всего, создадут такие самолёты к 2018—2020 году. Китайский самолёт будет готов ориентировочно к 2015—2016 году. «Иркут» может успеть выпустить в полёт свою машину годом ранее.
Современный подход к конструированию пассажирских самолётов предполагает разработку сразу нескольких модификаций, рассчитанных на разную пассажировместимость и дальность полёта. Это обусловлено экономическими соображениями, поскольку близкие по конструкции самолёты дешевле и конструировать, и строить, и эксплуатировать. Последний момент особенно важен, ведь сейчас требования рынка таковы, что, продавая самолёт, фирма-производитель организует его обслуживание в полном объёме (включая ремонт) на протяжении всего периода эксплуатации. Кстати, одной из первых отечественных компаний, заложивших такой подход уже на стадии проектирования самолёта, стала фирма «Сухой». Такой же принцип лежит в основе работы по созданию МС 21 во всех его вариантах (на 132, 156 и 174 пассажира).
Исключительно интересной оказалась программа показа военных самолётов, но о ней так много сообщалось в прессе, что мы, пожалуй, об этом говорить не будем, а расскажем о представленных на салоне перспективных вертолётах.
Новые боевые машины показали конструкторские бюро имени М. Л. Миля и Н. И. Камова. Зрители с неподдельным восхищением следили за фигурами высшего пилотажа, выполняемыми пилотами Ми-28 и Ка-52. Однако не меньший интерес, чем полёты реальных вертолётов, вызвал проект скоростного геликоптера КБ Камова. Предельная скорость современных вертолётов немногим более 300 км/ч. В большинстве случаев этого бывает достаточно, но несколько ограничивает область применения вертолётов. Почти все ведущие вертолётостроительные компании сейчас проводят исследования, направленные на создание машин, способных летать со скоростью до 500 км/ч. Определённых успехов в этой области достигли американские конструкторы. На вооружение армии США уже поставлен конвертоплан «Оспри», летающий даже несколько быстрее.
Ка-92. Так будет называться скоростной камовский вертолёт. Как сказал С. В. Михеев, главный конструктор ОКБ им. Камова, «Ка-92 — это не просто вертолёт, это элемент транспортной системы, которая в совокупности с магистральными самолётами сделает доступными любую точку нашей страны».
Новый вертолёт рассчитан на перевозку 30 пассажиров на дальность до 700 км. Это принципиально новая машина с гораздо более высокими аэродинамическими качествами и малым удельным расходом топлива. На разработку такого вертолёта потребуется как минимум восемь лет. Новый вертолёт строится по традиционной для этого КБ соосной схеме. Для создания подъёмной силы будут использованы жёсткие бесшарнирные несущие винты с новыми принципами управления. Высокую горизонтальную скорость обеспечат толкающий воздушный винт и совершенная аэродинамическая форма фюзеляжа.
Ещё одна перспективная разработка КБ — вертолёт Ка-102. Этот аппарат продольной схемы (два несущих винта расположены один за другим вдоль продольной оси фюзеляжа) будет способен перевозить 80—90 пассажиров со скоростью до 500 км/ч.
Ведут работы по созданию скоростного вертолёта и в КБ им. М. О. Миля. Проект, носящий название Ми-Х1, построен по одновинтовой схеме с шарнирным креплением лопастей несущего винта. Но зато в лопастях использованы специальные высокоскоростные вертолётные профили. Законцовки лопастей, работающие на околозвуковых скоростях, будут стреловидными. Чтобы избежать срыва потока на отступающей лопасти, в КБ разрабатывается оригинальное устройство, блокирующее её маховое движение.
На МАКСе были представлены (и в довольно большом количестве) небольшие спортивные и коммерческие вертолёты, а также несколько автожиров — это направление в последнее время вновь стало популярным благодаря относительной простоте конструкции.
Однако главной особенностью московского авиасалона было и остаётся широкое представительство научно-исследовательских организаций. В нынешнем году авиационной науке отдали большой павильон. Правда, делегация первых лиц государства в этот павильон как раз и не зашла. А ведь здесь экспонировали свои достижения такие гранды мировой авиационной науки, как ЦАГИ, ВИАМ, ЛИИ им. Громова, ЦИАМ…
Читайте в любое время