«Марс», ставший «Витязем»
Наталья Трофимова, Музей Мирового океана (г. Калининград).
В конце 30-х годов XX века германская пароходная компания «Нептун» решила построить на верфи «Шихау» в Бремерхафене серию сухогрузов. Суда намеревались назвать именами всех планет солнечной системы. На воду были спущены «Нептун», «Плутон» и «Марс», но начавшаяся война не позволила воплотить замысел полностью. До наших дней сохранился только «Марс», ставший памятником судостроения, в его судьбе — история XX века.
В августе 1939 года сухогруз «Марс» совершил первый рейс. Окрашенный в кремовый цвет, с высокими мачтами, плавными, стройными линиями корпуса, он больше походил на яхту, чем на грузовое судно. Корпус выполнен из прочной крупповской стали, на заводе Круппа в Киле был изготовлен и главный двигатель мощностью 3 тысячи лошадиных сил. При максимальной длине 109,44 м и ширине 14,56 м судно развивало скорость до 14 узлов. Водоизмещение «Марса» — 5710 т.
Пять трюмов, оборудованных рефрижераторными установками, быстро заполнялись при помощи сложной системы погрузочно–разгрузочных механизмов. Предполагалось, что судно станет поставлять цитрусовые из Испании и Португалии и брать на борт 12 пассажиров. Экипаж состоял из 28 человек.
Кнопочный руль в ходовой рубке (новинка того времени) легко переводил судно на заданный курс. На полуюте (кормовая надстройка) как дань морской традиции располагался дубовый штурвал с десятью спицами, что считалось редкостью (чаще всего спиц насчитывается восемь, реже — шесть). Штурвал — основа аварийного поста управления, но аварий, к счастью, не случалось, несмотря на то что на курсе бывали и «ревущие сороковые» (так моряки называют сороковые широты, отличающиеся жестокими штормами).
1 сентября 1939 года «Марс» оказался в порту Кёнигсберга. В Европе уже шла война. Перекрашенный в маскировочный цвет, он стал военным транспортом — перевозил отпускников и раненых. Для защиты от магнитных контактных мин корпус судна обмотали по горизонтали кабелем — это было специальное противоминное размагничивающее устройство. К бревну, прикреплённому перед штевнем, привязали напоминающие торпеду буи длиной до 1 м с маленьким пропеллером, который приводился в действие потоком воды во время движения судна. Внутри буя находилось ударное устройство, издававшее громкий стук, под действием которого мины взрывались на достаточно большом расстоянии от судна. За 14 рейсов в феврале — апреле 1945 года «Марс» смог спасти более 20 тысяч беженцев.
13 апреля 1945 года, в пятницу, судно вышло в последний рейс из Пиллау, увозя из огня войны около 6 тысяч человек. «Сияющим воскресным утром 15 апреля он вошёл в порт Копенгагена, оставив за кормой весь ужас этого опасного рейса», — писала одна из беженок. По-видимому, не бог войны Марс, а счастливая путеводная звезда вела его по морским дорогам. Это был момент, когда на судне, размеры которого в два с лишним раза меньше размеров «Титаника», находилось в два раза больше людей, чем пассажиров на трагически погибшем лайнере.
Переданный после войны по репарациям в состав флота Её королевского Величества, он послужил Великобритании, получив громкое название «Empire Forth» («Империя, вперёд»). В его непродолжительной «английской биографии» фигурируют порты Ливерпуль и Плимут.
В марте 1946 года после пересмотра части репарации транспорт был передан СССР и с «ганзейским» грузом шерсти пришёл вначале в Таллин, а затем в новый порт приписки — Ленинград. Став советским «Экватором», он ходил по Балтике, но судьба уже звала его в океанские просторы.
В 1946 году в Москве организовали Институт океанологии АН СССР. Для ведения научных работ в океане необходимо было иметь экспедиционное судно. Выбор пал на «Экватор», которому дали новое имя — «Адмирал Макаров». В переоборудовании судна принимали участие специалисты многих городов: Щецина, Висмара, Риги, Ленинграда и Одессы.
1 апреля 1949 года на «корабле науки» подняли академический вымпел. Ровно через четыре года со времени последнего страшного военного рейса, 13 апреля 1949 года, он вышел из Одессы в первый научный рейс. Теперь судно называлось «Витязь». В названии сохранена память о знаменитых российских корветах XIX века. Портом приписки стал Владивосток, где после 22 рейсов корабль прошёл ремонт и дальнейшую модернизацию.
В середине прошлого века «Витязь» был крупнейшим в мире исследовательским судном, специально подготовленным для проведения комплексных океанологических работ. Среднюю надстройку увеличили на 11 м со стороны прогулочной палубы, над ней появилась метеоплощадка.
От стройного корпуса по левому и правому борту откидывались «крылья» — рабочие площадки для спуска научного оборудования, необычно смотрелась «серьга в носу» — блок для спуска глубоководного якоря. Ёмкость топливных танков увеличили, бывшие грузовые твиндеки трёх трюмов переделали в жилые каюты, салон команды, комнату отдыха (библиотеку), служебные и санитарные помещения. На судне размещался экипаж — 68 человек — и 70 членов научной экспедиции, оборудованы 14 лабораторий и хранилище для коллекций проб. Корабль мог находиться в автономном плавании четыре месяца.
Для производства океанологических работ сконструировали и изготовили новое, оригинальное оборудование: глубоководные лебёдки, якорное устройство с тросом длиной 12 450 м. Применение таких лебёдок позволило изучить малодоступные тогда глубины (более 3000 м) и во многом изменить представление об океане. Судно стало полигоном для испытания и внедрения в практику океанологических исследований нового оборудования и аппаратуры, на нём велись разработки методик применения новой аппаратуры. Приборы, сконструированные в экспедициях «Витязя», широко применялись в работе различных ведомств, в том числе и за рубежом.
Первые постановки «Витязя» на глубоководный якорь были сделаны в 1949 году, а уже через 10 лет он установил мировой рекорд по глубоководной якорной стоянке — 9600 м.
За 30 лет работы 14 научных отрядов выполнили 65 рейсов. Последний рейс закончился 22 апреля 1979 года в Калининграде, в том порту, где встретил войну «банановоз» «Марс».
За бортом «Витязя» остались 800 тысяч морских миль, промер максимальной глубины в Марианской впадине — 11 022 м, открытие нового типа живых организмов — Brachiata (погонофоры) и множество других открытий. Он работал по международным программам, в которых были задействованы учёные 65 ведущих научных учреждений нашей страны и представители 14 стран мира.
«Витязь» заходил в 100 портов 49 государств. На его палубу поднимались Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, князь Монако Ренье II, польский яхтсмен Леонид Телига, президенты и губернаторы, учёные и дипломаты. Это была «эпоха ‘‘Витязя’’» в океанологии.
В середине 1970-х годов родилась идея создать на борту флагмана музей науки об океане. Инициативу, исходившую от учёных-океанологов, поддержали Академия наук, писатели и журналисты, её рассматривали на правительственном уровне. Музей на «Витязе» решили открыть в порту пяти морей, на Москве-реке, в олимпийском, 1980 году. Однако провести корабль по Волгобалту оказалось невозможно. Печальные «перестроечные» годы превратили «Витязь» в «ржавую консервную банку». Но его не забыли энтузиасты, мечтавшие увидеть судно в роли музея, и он получил эту роль!
Музей Мирового океана в Калининграде образован 12 апреля 1990 года, после того как «Витязь» встал на ремонт. Для музея выделили два руинированных здания, которые также нуждались в серьёзном ремонте. С ремонтом зданий прекрасно справились приглашённые из Польши строители.
12 июля 1994 года, в яркий солнечный день, состоялась «премьера»: белоснежный красавец пришёл к причалу Музея Мирового океана. Серьёзный ремонт на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» длился четыре года, судну вернули живучесть и плавучесть. Теперь внутренние помещения предстояло превратить в музей с мемориальным наполнением и с выставочными залами. Первая экскурсия по палубам «Витязя» прошла 23 октября 1994 года.
Приписанный к порту Владивосток, «Витязь» нашёл спасение от забвения на крайнем западе России. В экспозициях воплощена его биография, достойная пера романистов и внимания кинематографистов, представлена история изучения Мирового океана от времён каравелл Колумба до спуска подводных аппаратов над Северным полюсом.
«Витязь» стал «музеем в музее», первая выставка на нём открылась 12 апреля 1995 года под названием «Надежда и примирение». Надежда на то, что ужасы войны не вернутся, и примирение с той исторической реальностью, которая определила дальнейшую судьбу этой земли и главного корабля-экспоната Музея Мирового океана.
Сегодня в «музейной флотилии» кроме её первого судна числятся подводная дизель-электрическая лодка Б-413 (на плаву!), действующее судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», средний рыболовный траулер СРТ-129. Выросли новые корпуса музея, в которых располагаются аквариумы, «Янтарная каюта», экспозиция «Морской Кёнигсберг-Калининград», выставочный зал «Пакгауз» с передвижными выставками.
На территории музея представлена коллекция океанографического оборудования, проходит «философская тропа» И. Канта (1724—1804). Великий учёный предрекал, что будущее планеты зависит от процессов, происходящих в океане. В Королевских воротах (построены в 1843 году), переданных Музею Мирового океана и отреставрированных к 750–летию (1255—2005) Кёнигсберга-Калининграда, действует историко-культурный центр «Великое Посольство». Старейший российский ледокол «Красин», спущенный на воду в 1917 году под названием «Святогор», стоит на Неве в Санкт-Петербурге. Он также приписан к Музею Мирового океана.
Таким образом, набережная исторического флота Музея Мирового океана протянулась от реки Преголи до Невы, и первым судном, давшим начало музею, стал «Витязь».
Иллюстрации предоставлены Музеем Мирового океана (г. Калининград).
Читайте в любое время