ТАГАНРОГ - ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ПОРТ

Кандидат технических наук И. ПАВЛЕНКО (г. Таганрог).

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие.
А. С. Пушкин

Памятник Петру Великому работы скульптора М. М. Антокольского установлен в 1903 году на территории бывшей Троицкой крепости. Петр обращен лицом к морю.
На старой карте обозначены первые укрепления, построенные к 1709 году на Миусском полуострове, сделавшие его неприступной крепостью. Среди них - крепость Троицкая или Таганий Рог, "что на мысе", которую скоро начали называть Таганрогом.
Позже Таганрогом стали звать и выросший здесь город. Перед вами - план Таганрога , составлен ный в 1809 году.
Вид на современный порт со стороны памятника Петру I.
Илл. 1. Один из кораблей Азовского флота, созданного Петром I.
Самый, пожалуй, знаменитый уроженец Таганрога - Антон Павлович Чехов (1860-1904).
Церковь Святого Николая - покровителя моряков и рыбаков стоит в рыбачьей слободке рядом с Троицкой крепостью. Церковь построена в начале XIX века. Купола восстановлены около двадцати лет назад.

Таганрог расположен на мысу теплого и рыбного Азовского моря. Здесь с незапамятных времен были условия для жизни человека и главное из них - источники пресной воды, протекала небольшая речка. Недаром еще до Рождества Христова на северном берегу мыса обосновались практичные греки. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки у подножия Каменной лестницы - историки связывают их с легендарным городом Кремны, относящимся к I тысячелетию до н. э.

К России мыс отошел в 1696 году, когда Петр I взял Азов. Для царя-реформатора Азовское море стало долгожданным выходом на широкие водные просторы, а мыс Таганий Рог - наилучшим местом для первой российской военно-морской базы, призванной этот выход беречь и охранять. Именно здесь Петр решил строить гавань, а для ее защиты с берега - крепость, названную Троицкой. По решению Боярской думы планировали приступить к строительству весной 1697 года, а закончить в апреле 1698-го. Однако с работами вышла задержка, и они начались лишь в 1698 году.

Османская империя, владевшая Азовом сотни лет, конечно же не хотела мириться с потерей северного Приазовья, и потому в прочность мирного договора с Турцией не слишком верили. Особо опасались ее вассала, крымского хана (земли за Миусским лиманом в документах того времени именуются Крымской стороной). С 1701 года на строительстве укреплений и портовых сооружений постоянно трудилось несколько тысяч человек: мобилизованные крестьяне, заключенные, пленные шведы, солдаты гарнизона.

Чтобы обезопасить гавань, кроме Троицкой крепости создавался мощный укрепленный район: весь Миусский полуостров отделили от материка непрерывным валом высотой в три метра и длиной около восьми километров. На концах этой линии возвели небольшие крепости - Павловскую у реки Миус (ее валы хорошо сохранились на окраине села Гаевка) и Черепахинскую на берегу моря (низовье балки Большая Черепаха, район современного Металлургического завода). При впадении Миусского лимана в море, у Беглицкой косы, построили Семеновскую крепость. В крепостях и укреплениях линии разместились гарнизоны, а по восточному берегу Миусского лимана, между Павловской и Семеновской крепостями, расселили 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк.

Все новые крепости были земляными. Такими их строили не только из-за спешности дела и отсутствия на месте прочного камня. Земляные укрепления хорошо выдерживали артиллерийский огонь: их нельзя разбить, а повреждения гарнизон мог быстро исправить. По гребню валов проходила невысокая, сложенная из камня "стена загрудного боя" - защитники стреляли из-за нее, прикрытые по грудь.

Однако главной огромной работой стало строительство гавани и охранявшего ее с моря форта "Черепашка". Петр писал: "Гавань это начало и конец флота, без ней, есть ли флот или нет его, - все равно".

Конструкция молов и фундамента форта, устроенного на отмели в двух километрах от берега, по тем временам была самой современной. Между рядами дубовых свай, вбитых в морское дно, закладывали деревянные ящики с камнями. Всего забили более 30 000 свай и заложили более 50 000 кубометров камня. Материалы подвозили на телегах и лодках, а все строительные и земляные работы выполняли вручную. Труд был в полном смысле слова каторжным. Ежегодно объемы только земляных работ составляли сотни тысяч кубометров грунта. Люди болели и умирали, их заменяли новыми - дело двигалось, и это оправдывало все!

Один из главных организаторов строительства, итальянский капитан на русской службе, Матвей Симонт сообщал в Москву: "Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена". Немецкий генерал Христофор Герман Манштейн в своих записках о России писал: "... Он (Петр. - И.П.) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы".

Болевший за свое детище Петр I предостерегает губернатора И. А. Толстого: "Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу, к обороне того места. Сам, Ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог".

Зимой и весной 1709 года царь находился на юге, в Воронеже, Азове и Таганроге, которые укреплялись на случай нападения турок и крымцев. Перед своим выездом из Таганрога к Полтаве, где назревала решающая битва со шведами, Петр писал А. Д. Меншикову: "Сие место, которое перед десятью летами пустое поле видели (о чем сам сведом), ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью, обрели, и хотя, где долго хозяин не был, и не все исправно, однако ж есть что посмотреть". В честь окончания строительства гавани, верфи и города, подчеркивая особые заслуги Матвея Симонта, Петр 23 мая 1709 года приказал адмиралу Ф. М. Апраксину изготовить памятную медаль: "Изволь приказать сделать Матвею Симонтову монету золотую с каменьями ценою в ста три, и на одной стороне чтобы была наша персона, а на другой - гаван здешний и подпись тут, что дана ему за труды гавана".

Построив Таганрог, Россия получила легкую водную дорогу на кубанский берег Азовского моря, крепкую опору в борьбе с Крымским ханством, много веков тревожившим Россию с юга, и перспективу в черноморской и средиземноморской торговле. На таганрогской верфи строились корабли. Помимо того воронежские, хоперские и донские верфи поставляли в Таганрог корпуса, которые здесь достраивались, оснащались и вооружались. Затем корабли, укомплектованные командами, несли боевую службу. В разные периоды создания Азовской флотилии, строительства гаваней и крепостей здесь служили адмиралы Ф. Я. Лефорт, Ф. М. Апраксин, П. П. Бредаль, Ф.А.Головин, Ф. А. Клокачев, А. Н. Сенявин, К. И. Крюйс, В. Я. Чичагов,Я. Ф. Сухотин, Д. Н. Сенявин, будущий командор Витус Беринг, будущий адмирал Ф. Ф. Ушаков, тысячи офицеров и матросов.

Победа под Полтавой показала, что стараниями царя и его народа Россия вышла в ряд самых могучих стран Европы. Однако Северная война (война со Швецией) на этом не закончилась. Вскоре оправдались тревоги и по поводу южного соседа. Подстрекаемая Англией, Францией и бежавшим в Стамбул шведским королем Карлом XII Турция 20 ноября 1710 года объявила России войну. Ситуация для нашей страны сложилась тяжелая, предстояла борьба на два фронта с великими державами. Троицкая крепость была полностью готова к встрече с врагом, на ее валах и бастионах стояли 238 пушек, да еще более 100 пушек - на молах гавани и в форте "Черепашка". В Таганрогской гавани базировался сильный флот, основу которого составляли 70-пушечный "Спящий лев", 60-пушечные "Гото-Предестинация" и "Шпага", 50-пушечные "Геркулес", "Скорпион", "Ласка" и "Уния", 30-40-пушечные "Вилькельчаг", "Дельфин", "Еж", "Меркурий" и "Соединение".

В 1711 году турки направили в Азовское море флот, но все их морские и десантные операции оказались неудачными: русские превосходили противника силой и умением. К несчастью, решающие события этой войны произошли не здесь, а на берегах Дуная и Прута, куда двинулись две русские группировки под командованием самого царя и фельдмаршала Б. П. Шереметева. Валашский господарь переметнулся к туркам. Молдавский князь Кантемир не выполнил договоренности о подготовке запасов продовольствия и фуража (главным образом из-за нашествия саранчи, опустошившей край), и русские попали в отчаянное положение. Были допущены и военные просчеты. В конце концов армия оказалась прижатой к реке Прут превосходящими силами врага. Как пишет историк С. М. Соловьев, против 38 246 русских стояли 119 665 турок и 70 000 крымцев. Тем не менее русские отбили штурм благодаря отличной стрельбе своих артиллеристов. И янычары, понеся большие потери, отказались продолжать атаки. Мужество россиян и неуверенность турок сделали свое дело: предложение русских о переговорах противник принял. В ход пошла дипломатия, и вместо безоговорочной капитуляции, которую вначале потребовал великий визирь, был подписан так называемый Прутский договор, по которому турки снабжали русских провизией и фуражом и те уходили.

Однако плата за такой исход оказалась чрезвычайно высокой. Пришлось отдать Азов, уничтожить флот, срыть все укрепления на берегах Азовского моря и платить крымцам ежегодную дань. Русские спасли свои жизни и честь, царь и царица избежали плена, как и высшие сановники империи, бывшие при армии, но многолетние труды и жертвы на Азовском море пошли прахом. Прутский поход в России назвали "прутской бедой". "Как не своею рукою пишу, - сообщал Петр Апраксину, - нужно турок удовлетворить... Таганрог разорить как можно шире, однако ж, не портя фундамента, ибо может Бог иначе совершит".

Гарнизон Троицкой крепости с пушками и припасами перевели в крепость около Черкасска (ныне - станица Старочеркасская), в Хоперскую, Тавровскую и Ново-Павловскую крепости. Теперь все усилия царь перенес на север, где строился Петербург, начало которому положила земляная Петропавловская крепость, построенная в 1703 году. С моря вход в Неву прикрывала также земляная крепость на острове Котлин (будущая Кронштадтская крепость) с выдвинутым в море глинобитным замком Кроншлот. В своих первоначальных вариантах эти знаменитые крепости по размерам и вооружению не превосходили Троицкую на мысу Таганский Рог.

Приазовье находилось под властью турок 24 года. Азов они старались укреплять, а Таганрог был заброшен. В ходе очередной войны в 1736 году после четырехмесячной осады русские снова овладели Азовом, заняли они и Таганрог. Сразу же началось восстановление крепости. Однако Россию и на этот раз подвел ее союзник - Австрия, заключившая с Турцией сепаратный мир. Хотя по договору 1742 года Азов, Таганрог и прилегающие территории навсегда отошли к России, все восстановленные укрепления опять пришлось срыть. Россия не имела права иметь на юге военный и коммерческий флот. Торговля на Черном и Азовском морях могла вестись исключительно на турецких судах. Таганрогу не повезло во второй раз.

И только после победоносной войны 1768-1774 годов русские войска вернулись на эту землю окончательно. Троицкую крепость быстро восстановили на старых фундаментах. От нее начал расти город (это наглядно демонстрирует план 1808 года). Гавань стала базой для создания Азовской флотилии. В соответствующем указе (ноябрь 1769 года) Екатерина II говорит: "Таганрогскую гавань отдаем мы совсем в ведомство вице-адмирала Сенявина с тем, чтобы оную поставить в такое состояние, чтоб она могла служить убежищем судам, так и для построения оных, а тем паче галер и других судов ... и чтоб в будущую кампанию 1770 года флотилия во оной уже зимовать могла ..."

В личном письме А. Н. Сенявину императрица уточняет задачи на 1770 год: "Главный предмет будущего года на Азовском море, кажется, быть должен для закрытия новозаведенных крепостей, чтоб сделать нападение на Керчь и Тамань и завладеть сими крепостями, чтобы через то получить зунд (пролив) Черного моря в свои руки и тогда нашим судам свободно будет крейсировать до самого Цареградского канала и до устья Дуная".

В конце апреля 1771 года А. Н. Сенявин сообщал президенту Адмиралтейской коллегии графу И. Г. Чернышеву: "При всей моей скуке и досаде, что флот еще не готов, Ваше сиятельство, вообразите мое удовольствие видеть с 87-футовой высоты стоящие перед гаванью (Да где ж? В Таганроге!) суда под военным российским императорским флагом, чего со времени Петра Великого ... здесь не видали". А в конце мая 1771 года под командой Сенявина находился уже 21 корабль с 450 орудиями и 3300 членами экипажей. В июне Азовская флотилия поддерживала взятие Перекопа, крепостей Керчь и Еникале, отбивала попытки турецкого флота блокировать продвижение русских по восточному берегу Крыма и обеспечивала другие действия армии генерала В. И. Долгорукова.

В том же году флотилия перебазировалась из Таганрога в Керчь. Строительство военных кораблей вскоре перенесли в Херсон, а Таганрог превратился в купеческий портовый город. В его истории был еще один эпизод, связанный с царской фамилией: в ноябре 1825 года от простуды (по другой версии - от менингита) в Таганроге скоропостижно умер русский император Александр I.

И кто не знает в России, что именно в Таганроге в 1860 году родился будущий великий писатель Антон Павлович Чехов. Здесь он провел свои детские и юношеские годы.

Часть города, расположенная на мысу, в значительной степени сохранила старинный облик: неширокие улицы, расходящиеся лучами от бывшей крепости, деревья и цветы вдоль тротуаров, здания XIX века, построенные в стиле так называемого южного ампира (характерны нерасчлененные глухие стены, к которым пристроены портики и колоннады с пышными лепными украшениями). На мысу - памятник Петру I скульптора М. М. Антокольского (открыт в 1903 году).

Выход в Азовское море стоил России огромных усилий. Азов брали штурмом и осадой три раза и два раза отдавали (но не в бою, а по договорам). Троицкую крепость строили трижды и два раза уничтожали собственными руками. Были жестокие бои, но много больше - тяжелого труда. И все равно - победа! Мы должны знать и помнить труды, силу и упорство наших предков - Петра Великого, его преемников, соратников, офицеров, матросов и солдат, донских казаков, мастеров и рабочих. Мы живем в стране, созданной их волей, потом и кровью.

Подписи к иллюстрациям

Илл. 1. После неудачи 1-го Азовского похода 1695 года Петр принял решение построить военный флот, без которого России не удавалось овладеть Азовом - древним портом Причерноморья. Центром строительства кораблей стал тогда Воронеж. Рисунок М. Аверьянова.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки