Человек Космоса

Член-корреспондент РАН Валентин Лебедев, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, директор Научного геоинформационного центра РАН.

На протяжении веков дорогу в космос прокладывали мыслители, учёные и конечно же писатели-фантасты. Человечество прошло по ней уже немалый путь, который во многом был состязательным, когда, самоутверждаясь, страны решают свои национальные задачи.

Иллюстрация НАСА.

Космические программы требуют всё больше и больше ресурсов, уже непосильных отдельным странам, даже крупным. Это подвигло их к международному сотрудничеству как в ближнем, так и в дальнем космосе. Следуя по этому пути, надеемся, что когда-нибудь он объединит нас и сведёт в общечеловеческое русло.

Раздвигая пространство с помощью автоматов, приближая всё, что в нём заключено, стремимся понять историю Вселенной, происхождение жизни и место нашей планеты в бездне мироздания. Уже заглядываем в такие дали, куда нога человека никогда не ступит. Но мы всё-таки рвёмся туда — зачем, чётко, вразумительно обосновать не можем. Неведомая сила толкает вперёд, заставляет работать мозг, ускоряя прогресс в поиске новых направлений развития земной цивилизации. Даже то, что не под силу одному государству, сложимся и построим вместе — например, большой коллайдер. Всё это связано с возможностями нашего разума. Но мы люди, а это не только разум, есть ещё и душа, и духовные потребности. Они неразделимы, а прогресс использует только одну составляющую — разум, не считаясь с другой, и действует подчас вопреки ей. Нами всё-таки владеет неуёмное желание испытать свои возможности и понять, есть ли пределы для человека, которых он может достичь, не изменив своей сущности. Пока нам доступен ближний космос, и наши шаги туда уже прорастают земной инфраструктурой: средствами связи, навигации, мониторингом Земли, развёртыванием больших конструкций. Спектр специалистов там расширяется, складывается архитектура обживания космоса, недалеко то время, когда на орбите появятся учебные лаборатории, зоны отдыха, лечебные учреждения.

Полёты в космос станут обычной транспортной задачей, как в авиации, когда в воздухе находится огромное количество людей, перемещающихся между континентами, и ближний космос войдёт в сферу нашего жизненного пространства. Через какое-то время она захватит и Луну. За границы освоенного продолжат путь первопроходцы, а на их место придут люди земных профессий.

Потоки людей будут нарастать, и когда-то в космосе родится первый человек. Начнётся эра внеземной цивилизации, корнями уходящая в нашу планету, крона которой будет формироваться за её пределами. Для них космос станет таким же родным, как для нас Земля, но они ещё сохранят привязанность к ней, как плоть от плоти её. Потребуется наука о развитии человека в космосе и его возвращении к Земле, — жизнь повернётся зеркально.

По мере обживания Солнечной системы будет складываться новая среда обитания человека со своей атмосферой, растительным и животным миром и орудиями труда. Вне Земли появятся зачатки общества со своей генетикой, психологией, организацией и культурой. Крона жизни, разрастаясь, даст ответвления от тех, кто там родится. Так появится Человек Космоса.

Река жизни, выйдя за пределы нашей планеты и утратив берега, понесёт его от земной цивилизации. Различия между нами будут нарастать. У Людей Космоса горизонты окажутся шире, и они, поднявшись на достижениях Земли, пойдут в его глубины в поисках своей судьбы.

Представления о пространстве и времени, связанные с вращением Земли и движением вокруг Солнца, привязанные к наблюдению мира над головой, потеряют для них своё значение, картина видимого мира утратит привычный образ, жизненные события лишатся прежних ориентиров. Только внутренние биологические часы, ход которых заложила в нас Природа, сохранят земной ритм, а сознанию придётся искать иной отсчёт времени для привязки событий и процессов, без чего существование человека невозможно. С чем-то близким сталкивались те, кто подвергал себя длительной изоляции от внешнего мира в глубине земли. Они, лишив себя дневного света, нарушили устойчивость жизненных процессов, контролируемых сознанием, и течение их жизни разошлось с теми, кто остался на поверхности. В отсутствие контроля естественного хода времени физиологические процессы замедлились, увеличивая продолжительность сна и бодрствования, что приводило к удлинению суток в их восприятии от 36 до 48 часов, как было у французского исследователя Мишеля Сифра и его последователей. С чем-то подобным могут столкнуться и те, кто отправится в дальнее космическое путешествие, где их жизнь в замкнутой среде превратится в череду монотонных событий. Когда мы находимся на околоземной орбите, время в нашем сознании согласуется с тем, что мы видим за бортом, зная, что восход и заход Солнца соответствуют витку вокруг Земли, а их в сутках на высоте 400 км шестнадцать. Такой ход времени принимается нами без каких-либо влияний на самочувствие, потому что сохраняется чередование света и тени, и мы остаёмся в поле Земли. При этом на борту может быть задано время любой страны.

Трудно представить, как поведут себя люди в межпланетных полётах, когда за бортом не будет ничего, кроме звёздного неба, а Земля станет подобна другим планетам и мы потеряем вехи естественного времени, по которым привыкли жить. Останется только бортовое время, да ещё сохранится в каждом ход биологических часов, от которых зависит наше самочувствие и уровень выносливости, физической и умственной активности. Отсутствие поля Земли и смены дня и ночи, которые связывают нас воедино, может стать постоянным источником напряжения, при том, что волны биоритмов людей не поддаются согласованию. Тем более не знаем, как уход от Земли отразится на подсознании, которое существует вне времени, и что проявится при этом в изменениях личности. Мы можем столкнуться с такими факторами, которые изменят наши представления о возможностях человека к дальним полётам. Догадываясь о них, пока не осознаём, преодолимы ли они и как далеко отпустит нас Природа. По мере удаления от Земли людям придётся искать опору для замены впечатлений от привычной картины за бортом и условий земной жизни: память о родных местах, близких, любимые книги, занятия тем, к чему лежит душа. Во многом скрасит жизнь наблюдение за ростом растений, поведением животных и забота о них.

Смотришь на Землю из космоса — всё на ней в гармонии единства с Природой. Когда смотришь вокруг себя на Земле, картина иная. Как добиться, чтобы далёкое и близкое не отрывались друг от друга?

Насколько материк существования человечества зыбок или твёрд, зависит от нас. С движением в космос связывали большие надежды на улучшение жизни на Земле, считая, что в процессе этого движения найдём ответ, как их осуществить, что оттуда нам откроются новые горизонты через ощущение планеты, которое объединит необходимостью по-иному строить жизнь на ней. Развитие возможностей человека с освоением космоса несомненно, но в своём совершенствовании мы не продвинулись ни насколько. Допуская управлять собой духовно бедным людям, одержимым властью, обогащением, мы позволяем им безрассудно убивать радость жизни, обрекать людей на страдания. Подобное может случиться и в космосе, но оттуда это может обернуться гибелью Человечества. Требуется консолидация государств, чтобы туда входить с позиций высокой культуры — технологической, нравственной, межгосударственных отношений.

Для того чтобы прийти к Согласию, надо изменить мир на Земле, а для этого изменить мировоззрение. Если Человечеству суждено когда-нибудь погибнуть от своих технологических достижений, биосфера Земли справится с вредными воздействиями и, отдохнув, на очередном витке эволюции вновь начнёт восхождение к высшим формам жизни.

Представим, что на нас смотрят из других миров: наверное, лицо нашей планеты видится им недобрым, и они не откроются нам, пока не изменим себя. Поэтому мы не способны установить с ними контакт, а они не хотят этого, чтобы не нарушить естественный ход событий на Земле.

Создание качественно новых средств продвижения в космос будет диктовать ход развития человечества, но нельзя допустить, чтобы он стал неуправляем, когда остановиться или повернуть станет невозможно. Не представляя, куда ведёт эта дорога, не задумываясь, что будет с нами на этом пути, подвергаем своё будущее непредсказуемым опасностям. Мы должны овладеть философией будущего, где разумное неотделимо от духовного.

Инерция мышления, а с ней неправильно расставленные акценты в целях дальних полётов могут привести Человечество к тому, что мы начнём разрушать не только себя, но и ту Природу, где нас никто не ждёт. Видимо, поэтому выдающийся физик Макс Борн ещё в 1967 году высказал мысль о том, что космические полёты являются «триумфом человеческой мысли, но трагическим поражением рассудка». Ведь рассудок — это не только разум, а ещё то, что удерживает нас от опрометчивых шагов.

Удивительно, на заре космонавтики мы задумывались о будущем человечества в космосе, но в дальнейшем мало что привнесли в его осмысление, тем более сейчас, когда не живём высоким, а подчинились безоглядной воле разума, когда человек, движимый в космос силой его, оказался приложением к технике — её ведомым, а не ведущим. При таком положении бессмысленно пытаться обживать Солнечную систему, переносить туда наше незрелое мировоззрение, отношение к жизни, тем более рассчитывать на встречу с другими цивилизациями, если не исключим в космосе агрессию столкновением интересов. Иначе все противоречия, накопленные на Земле, оставят свой след даже в искусственном интеллекте. В итоге мы можем превратить космос во враждующую среду, а в дальнейшем и во враждебную.

Настраиваясь на жизнь в космосе, человек столкнётся со своими ограничениями и неизбежностью изменения своей биологической сути, которая явится тормозом. Приспособление человека к космосу, видимо, пойдёт со стороны как технологии, так и его биологической основы, когда могут появиться новые генетические коды, которые позволят войти в поле разумной жизни Вселенной. Всё, что будет развиваться, — это интеллект, а телесное будет отторгаться, как ограничивающее движение в космос, отбрасываться как ненужное, чтобы принять его как свою среду обитания. Подгоняя себя для жизни во внеземном пространстве, человек будет уходить от своей природы, и когда-то жизнь Человека как вида сменится жизнью подобных ему существ. Они найдут свои ориентиры и цели, но при этом утратят духовное, которое неотделимо от плоти. Другая среда в отрыве от условий, которые сделали нас людьми, вызовет совершенно иной эволюционный процесс, не совпадающий с нашей человеческой сущностью. Как они будут развиваться, во что со временем превратятся, что в них останется от нас?

Академик РАН В. Степин в статье «Станет ли человек промежуточным звеном на пути к другой мыслящей субстанции» считает, что «попытки генетического совершенствования человека могут привести не к созданию более совершенной формы разумной жизни, а к уничтожению самих основ этой жизни».

Мы уже ставим эксперименты над собой путём вторжения в организм, заменой натуральных продуктов, модификацией растений и животных средствами генной инженерии, различными лекарствами, полученными с помощью биотехнологий, вплоть до замены органов и их частей синтетическими материалами и протезами; так дойдём до головы, заменяя мозг электроникой. Защищаясь от воздействия вредных факторов, искусственно продлевая жизнь, при этом понижаем свою жизнеспособность побочными эффектами, тем самым из поколения в поколение ухудшая генофонд. Поэтому связи с Природой ослабевают, и мы ощущаем, как всё дальше уходим от неё, противопоставляя себя ей. Как только оторвёмся от своей земной природы, неизвестно, что сделает с нами тот интеллект, который нас туда завёл, и во что мы вынуждены будем превратиться. Не обратился бы он против нас, своих творцов.

Думая о будущих космических путешествиях, полагаем: если технику разложили по полочкам, то и с человеком всё понятно. Это глубокое заблуждение, если с этих позиций попытаемся знакомиться с чужим миром. Нельзя создать модель человека как некую целостность, так же как и разобрать человека по частям, что-нибудь да останется. Из чего складывается надёжность техники — известно, но что такое надёжность человека в дальнем космосе? Основные составляющие её понятны — здоровье физическое, психическое, мотивация, чувство долга, духовное содержание, то, что формирует наше сознание. Но как перенести эти оценки на условия дальних полётов и насколько они там справедливы, требует ответа. Находиться в космосе и поселиться там — это разные вещи.

Остаётся надежда, что когда-нибудь Человечество прозреет и, чтобы не оказаться заложником своих технологических достижений, сохранит себя как творение Природы, создаст нечто, что будет служить там, куда доступно проникать только сознанию. Тогда человек приподнимется над бренным миром, и ему откроется то, что нам во плоти никогда не достичь. Отпадёт необходимость создавать аппараты для полётов дальше Солнечной системы, всё ограничится её пределами как среды обитания человечества, необходимой для полноты жизни. Остальной мир будем осваивать информационно, когда мысль сама будет выбирать на своём пути объекты познания, исходя из всей совокупности знаний, накопленных Человечеством. Искусственные образования, в которых мы объединим разум и знания целых поколений, распространяясь в физическом пространстве, будут эволюционировать на другом информационно-энергетическом уровне, при этом мы сохраним возможность общаться с ними как с собой. Они понесутся в бездну Вселенной по тропам физических полей, познавая силу и законы существования Мира.

Наша плоть бренна, у неё свой срок существования. Бесконечна и вечна только энергия и её формы, в которых она пребывает. Железу и плоти доступны лишь пределы Солнечной системы.

Чем больше размышляю о пути человека в Космос и о том, как в результате преобразится наша жизнь, тем сильнее ощущение, что этой дорогой уже ходили, только следы на ней занесло временем, как след древности не теряется в толще веков.