Морская болезнь: всё дело в биохимии
Человечество испытало самые разные средства против морской болезни. Древние греки считали верным средством вино, разбавленное морской водой, римляне — настой на уксусе из лекарственного растения блошницы, которым следовало помазать под носом. По свидетельству Гомера, Одиссей и его спутники перед бурей, чтобы не укачивало, туже затягивали пояса. В средневековой Англии, когда монарх отправлялся в плавание, его сопровождал специальный слуга, задачей которого было поддерживать в неподвижности голову короля, противодействуя движениям качающейся палубы. В наше время применяются такие народные средства, как солёные сухарики, запиваемые тёплой кока-колой, а также корень имбиря. Существуют и современные фармакологические средства, не всегда помогающие, но богатые побочными эффектами.
Современная наука говорит, что морская болезнь — результат расхождения между сигналами, поступающими от глаз и от внутреннего уха, где находится орган равновесия. Так, оставаясь в каюте, пассажир не видит вокруг себя какого-либо движения, а внутреннее ухо сообщает ему, что он постоянно меняет своё положение в пространстве. «Конфликт» двух источников информации приводит к весьма неприятным ощущениям. Правда, эта гипотеза не вполне доказана. Опыты с демонстрацией кинолент, снятых на море в шторм, показали, что многим достаточно информации от глаз, чтобы испытать приступ морской болезни. Вместе с тем люди, слепые от рождения, страдают на море не меньше зрячих. А британские физиологи обнаружили, что люди с повреждённым аппаратом равновесия нечувствительны к морской болезни.
Австрийский врач Райнхард Яриш нашёл в цепочке факторов, вызывающих морскую болезнь, химическое звено. Он обратил внимание на то, что свиньи не страдают при качке (поэтому живых свиней в прошлом нередко брали на борт как запас мяса при длительных плаваниях). Физиологи знают, что в организме свиней быстро разлагается и не может накапливаться гистамин — гормон, выделяемый клетками мозга, соединительной ткани и крови. Он участвует во многих процессах, например в появлении аллергической реакции, регулирует тонус мышц пищеварительного канала, а в слишком больших количествах вызывает их сокращение и тошноту. Яриш обнаружил, что при взаимоисключающих показаниях органов чувств в мозге увеличивается производство гистамина. Он сделал вывод: для защиты от укачивания надо замедлить синтез и ускорить распад гистамина.
С этой целью австрийский врач во время плавания рекомендует большие дозы витамина С, а также сон (во сне выработка гистамина падает почти до нуля). Кроме того, в морском путешествии Яриш советует отказаться от пищевых продуктов, стимулирующих производство гистамина: шоколада, красного вина, сыра, томатов и копчёных колбас. Те же советы верны для воздушных путешествий, когда многих тоже укачивает.
Не все физиологи согласны с выводами австрийского исследователя. Но немецкий судовой врач Эдгар Пинковски, много лет плавающий на учебных судах германского флота, узнав о теории Яриша, стал рекомендовать курсантам, страдающим от качки, таблетки аскорбиновой кислоты, и утверждает, что результаты говорят сами за себя.
В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: «New Scientist» (Англия), «Bild der Wissenschaft» и «Geo» (Германия), «Utne Reader» (США), «Science et Vie» и «Sciences et Avenir» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из интернета.
Читайте в любое время