ШКОЛА ГО В РОССИИ
Г. НИЛОВ, международный мастер 6-го дана.
Строго говоря, об этой японской игре в России услышали намного раньше. В самом начале XX века Эммануил Ласкер, тогдашний чемпион мира по шахматам, и его однофамилец Эдвард Ласкер, ставший впоследствии “отцом американского го”, организовали в Берлине первый в Европе клуб го. Видимо, по этой причине в словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона в 1902 году появилась статья “Облавные шашки”, кратко рассказывающая о принципах этой игры. Популярность го в Европе росла довольно быстро, и перед Первой мировой войной в Германии, Англии, Австрии, Франции, Югославии и других странах возникло движение, объединяющее ее любителей. А в России о го не вспоминали еще очень долго. После окончания Первой мировой и Гражданской войн, в 20-х годах, в стране начался настоящий бум шахмат; к тому же в 1933 году из-за резкого ухудшения отношений с Японией вышло специальное постановление ЦК партии о запрещении пропаганды всего, что имело какое-то отношение к этой стране.
В 1957 году была образована Европейская федерация го, стали проводиться регулярные чемпионаты Европы. В начале 60-х в Москве вокруг математика-алгебраиста, профессора МГУ М. М. Постникова образовалась группа любителей логических игр, в том числе и го. Ученики профессора в 1962 году напечатали в журнале “Юный техник” статью с правилами игры го. Примерно в то же время в Перми студент Ю. Филатов случайно — от партнера по игре в бильярд — узнаёт о го и увлекается. Он достает учебник О. Коршельта, первую книгу, изданную в Европе по го, и переводит из нее некоторые главы.
Осенью 1965 года в Ленинграде был проведен первый турнир по го; в ДК им. Ленсовета организована первая в стране официальная секция, руководителем которой стал Ю. Филатов. Популярность го начала постепенно расти, на предприятиях города возникали новые секции энтузиастов го.
Начальное обучение и массовые турниры проводились на доске 13x13 клеток, но сильнейшие игроки играли в турнирах на доске 19x19. Результатом всей этой деятельности стало принятое спорткомитетом Ленинграда решение о финансовой помощи энтузиастам игры.
Все шло прекрасно, если бы не досадный и характерный для того времени случай. Ю. Филатов написал учебник по го для начинающих. В последней главе, сравнивая го и шахматы, он провел аналогию игры в го с войной. Все понимали, что сразу после чешских событий такое не пропустит ни одно издательство. Несмотря на уговоры коллег исключить главу, Филатов делать этого не стал. Книгу, естественно, не напечатали, да к тому же в поддержке со стороны властей было категорически отказано. Года на три процесс популяризации го оказался приостановлен.
Тем не менее оптимизма энтузиасты го не теряли. Продолжалось проведение турниров и обучение желающих, налаживались и развивались связи с родоначальниками го - спортсменами Японии. В 1974 году консульство Японии в Ленинграде и компания JAL организовали первый визит японских профессио нальных игроков го в нашу страну. В подарок от МИДа Японии они вручили российским спортсменам 300 начальных учебников по го и 50 дорожных комплектов для игры. В апреле 1976 года на фестивале го в Ленинграде собрались самые активные из любителей со всей страны. Подарком к празднику го стал визит профессиональных игроков Ёсинори Кано и Сёдзи Сакакибары, имевших высший рейтинг в Японии — 9-й дан. По результатам игр с ними и японскими любителями трем ленинградским игрокам: В. Асташкину, А. Василову и Г. Нилову были вручены дипломы международных мастеров 3-го дана. В честь игроков посол Японии в СССР устроил прием.
К сожалению, в спорт вновь вмешалась большая политика. “Один “МиГ” — и вы в Японии”, — грустно шутили тогда. Побег военного летчика Беленко в Японию на новейшем советском истребителе вызвал серьезное охлаждение отношений с этой страной, оборвав налаживающиеся спортивные связи и нарушив ближайшие турнирные планы. Должно было пройти время, чтобы о конфликте постепенно начали забывать. И вот в августе 1978 года из Японии прибыл “корабль дружбы” с делегацией из 100 игроков в го. К этому событию был приурочен турнир команд РСФСР, Украины, Москвы и Ленинграда в Звенигороде.
В 1979 году при ленинградском Дворце молодежи был создан “Центр го”. С этого времени начались регулярные визиты в СССР делегаций японских игроков. В стране появились молодые мастера: А. Лазарев и В. Богданов из Петрозаводска, В. Телепенин, братья P. и Н. Сахабутдиновы, И. Детков из Казани, Ю. Беляев из Москвы, В. Ерохин из Ленинграда и другие.
А в 1984 году при Госкомспорте РСФСР наконец-то была организована Всероссийская секция го. Интересно, что в приказе Госкомспорта по этому поводу содержалась и такая фраза: “В целях ограничения неконтролируемых контактов с иностранцами...”. Тем не менее игра го как вид спорта была у нас официально признана. С 1985 года начали регулярно проводиться чемпионаты России. Первыми чемпионами республики стали Иван Детков среди мужчин и Дмитрий Босенко из Петрозаводска среди юношей.
В 1985—1986 годах московские мастера А. Гоменюк, А. Попов и А. Хмыров и журнал “Наука и жизнь” проводят новый конкурс задач по го. В это же время начал выходить журнал “Обозрение го в России” тиражом 1000 экземпляров, в котором кроме информации о турнирах печатались учебные материалы и комментарии к партиям мастеров. Благодаря Спорткомитету РСФСР сильнейшие игроки получили возможность участвовать в международных турнирах. И хотя первые результаты оказались достаточно скромными, уже в 1988 году в Гамбурге команда России в составе В. Соловьева, А. Лазарева, Г. Нилова и В. Богданова впервые завоевала первое место на командном чемпионате Европы.
В конце 1989 года была создана Федерация го СССР. Российские игроки не один раз добивались успехов на международной арене, побеждая не только в мужских, но и в юношеских и детских первенствах европейского континента. Огромная заслуга в этом принадлежит заслуженному тренеру России В. Шикшину. Сборная команда России выиграла шесть из семи командных чемпионатов Европы, дважды становилась призером чемпионатов Азии. Среди российских игроков сегодня 11 гроссмейстеров.
В 2002 году Российскую Федерацию го возглавил В. Гольцман. Впервые нашей стране было предостав лено право проведения самого главного мероприятия в Европе — Го Конгресса, включающего в себя открытый чемпионат Европы. Он прошел в 2003 году в Санкт-Петербурге, собрав более 400 участников.
Го — игра чрезвычайно увлекательная и весьма сложная. Но есть ли у нее будущее в век компьютер ных технологий? К счастью, “компьютерная смерть” этой игре в обозримом будущем не грозит. 20 лет назад в японской государственной программе разработки ЭВМ пятого поколения было декларировано создание тестовой программы, играющей в го в силу 1-го дана (низший мастерский разряд). Впоследствии за такую же программу тайваньский миллионер Инг Чанг-Ки пообещал заплатить сумму в один миллион долларов. ЭВМ пятого поколения в Японии создана, г-н Инг уже умер, миллион долларов, оставленный им в банке на специальном счету, превратился в десять миллионов, а компьютер все еще не умеет играть в го даже на уровне любителей среднего уровня.
ПРАВИЛА ИГРЫ ГО 1. В ГО играют два партнера: один — черными камнями, другой — белыми. Цель игры — захватить как можно больше фишек противника и занять как можно большую территорию доски.
2. Игра начинается с пустой доски. Предварительной расстановки, как в шахматах и шашках, нет, за исключением игры с форой (фора позволяет игрокам различной квалификации вести на доске борьбу, исход которой заранее предсказать нельзя).
3. Ходы делаются поочередно. Первый ход делают черные. При игре с форой черные предварительно выставляют на доску в определенной последовательности камни на форовые пункты (помеченные точками), после чего белые делают первый ход.
4. Ход представляет собой постановку камня на любой свободный пункт доски. Поставлен ный камень в дальнейшем не передвигается и не может быть снят с доски, за исключением случая, когда он в ходе игры будет окружен противником.
5. Отдельный камень или группа камней немедленно снимаются с доски противником в случае их полного окружения.
6. Отдельный камень или группа камней считаются полностью окруженными, если камнями противника заняты все соседние с ним или с ними пункты по вертикали и горизонтали.
7. Запрещается делать ходы:
— ведущие к полному окружению собственного камня или собственной группы камней, если при этом не окружается отдельный камень или группа противника. Короче говоря, нельзя делать самоубийственные ходы, в результате которых ваш камень оказывается окруженным камнями противника;
— ведущие к повторению ранее бывшей на доске позиции.
8. Игра прекращается и начинается подсчет очков, когда оба игрока откажутся от хода. Такой момент наступает, когда нет ходов, приносящих хотя бы одно очко, т. е. невозможно ни окружить ни одного камня противника, ни приобрести ни одного пункта территории.
9. Игроку начисляется по одному очку за каждый пункт своей территории. Под территорией понимаются свободные пункты доски, которые оцеплены камнями так, чтобы не допустить вторжения со стороны противника.
10. Игроку начисляется по одному очку за каждый снятый с доски камень противника.
11. Пленные камни снимаются с доски после окончания партии без доигрывания, и за каждый пленный камень игроку начисляется по одному очку. Под пленными понимаются те камни, которые обречены на полное окружение независимо от любых попыток игрока спасти их.
12. Результат партии определяется по разнице набранных очков. Игрок, набравший большее количество очков, признается победителем.
В качестве иллюстрации правил приведем некоторые позиции, возникающие в ходе игры.
Более подробную информацию можно найти на сайте Российской Федерации го http://go.aspec.ru
Подписи к иллюстрациям
Рис. 6. Здесь белые также не могут уничтожить черную группу. Занятие ими пункта А или В ничего не дает, так как черные своим ходом снимут 4 белых камня, создавая позицию, аналогичную предыдущей задаче. Однако и черные ввиду угрозы гибели не могут играть ни в пункт А, ни в пункт В. Ситуация, в которой ни одна из сторон не может занимать пограничные пункты между группами, называется секи. Пограничные пункты в секи при подсчете очков считаются нейтральными.
Рис. 7. Данный этюд является примером правила тройного ко. Через каждые 6 ходов позиция повторяется. В таких случаях японцы считают, что ни одна из групп не гибнет, а партия ввиду возможности бесконечного повторения позиции считается законченной вничью. Следует отметить, что ничейный исход борьбы фиксируется крайне редко (по-видимому, всего одна партия из 10 000). В этом случае каждый 6-й ход в этой группе является запрещенным. После хода 5 черные не могут играть в пункт А и должны делать ход в другом месте доски. Белые ходом 7 могут сыграть в пункт 1 и уничтожить черную группу.
Читайте в любое время