Он обогнал своё время
Доктор биологических наук Александр Болдырев.
Прошлый век стал веком понимания живого мира, открытия движущих сил эволюции. Именно тогда сформировались новые концепции и новые науки о жизни. В биологии прорыв был особенно показателен — возникли биохимия, генетика, молекулярная биология, биотехнология. И каждая наука имела своего лидера, формирующего тенденции её развития. ХХ век ознаменовался выяснением превращений биологических видов энергии, пониманием механизма наследственности, достижениями в расшифровке генома. Использование биотехнологических приёмов привело к созданию генетически модифицированных растений и животных. Ставится на повестку дня проблема предотвращения преждевременного старения.
Насколько быстрыми темпами протекало развитие биологии в ушедшем веке, отчётливо видно на примере биохимии. На протяжении менее полувека эта наука сумела накопить такое количество идей и направлений развития, которых оказалось достаточно, чтобы стать родоначальницей энзимологии, молекулярной биологии, биоэнергетики, биоорганической и бионеорганической химии, биохимической генетики и, наконец, биотехнологии. За этими терминами стоит множество понятий, представлений, экспериментальных навыков. И надо было всему этому научиться и научить новое поколение студентов. Имя одного из Учителей заслуживает особого внимания.
Можно сказать, что у нас в стране биохимия оказалась в привилегированном положении — она всегда выступала и как самостоятельная наука, и как источник новых направлений исследования. Этому в огромной мере способствовал академик С. Е. Северин (1901—1993 гг.) — яркий учёный, феноменальный лектор, организатор науки.
НАЧАЛА
Сергей Евгеньевич Северин родился в Москве 21 декабря 1901 года. Отец его, Евгений Павлович, был управляющим компании «Зингер», мать, Ольга Яковлевна, в девичестве Шкот, занималась домом. Основы образования Сергей получил в казённой гимназии, там учителя заложили в его сознание представления о важности логики и математического анализа, привили способность к вдумчивому чтению, развили умение излагать свои мысли и аргументированно отстаивать собственную точку зрения...
Продолжение статьи читайте в номере журнала