Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЦВЕТНЫЕ ФОТОГРАФИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Ю. ФРОЛОВ. По материалам иностранной печати и Интернета.

Теоретические основы цветной фотографии заложил английский физик Томас Юнг, установивший в 1807 году, что любой цвет можно получить, смешивая в соответствующих пропорциях три основных цвета. Долгое время цветные снимки делали либо тремя фотоаппаратами с фильтрами разного цвета перед объективом, либо одним, в котором последовательно меняли три пластинки и три фильтра. Затем полученные изображения совмещали.

Стрельба из пулемета по германским аэропланам.
Сенегальские стрелки. Французские колонии дали на европейский театр военных действий почти 520 тысяч солдат.
Парикмахерская на позициях. Французские солдаты эпохи позиционной войны получили прозвище "пуалю" - "волосатики" за свою запущенную шевелюру, и вот парикмахер исправляет хотя бы на время этот недостаток.
В окопе.
Автомобилисты позируют на фоне своего фургона.
Зуавы на отдыхе. Зуавы - вид легкой пехоты во французских колониальных войсках; формировались в Северной Африке из французов и местных жителей.
Персонал госпиталя.
Дети играют в кегли у развалин собора.
Принцип цветной фотографии, по Люмьерам.

Но в 1904 году французы братья Люмьер, уже известные к тому времени как изобретатели кинематографа, предложили встроить цветные фильтры прямо в фотоэмульсию. Так родился метод цветной фотографии, названный "автохром".

Изобретательные братья взяли три порции крахмала, представляющего собой порошок из прозрачных шарообразных зерен диаметром от 8 до 20 микрометров, и прокрасили каждую порцию своим цветом - сине-фиолетовым, зеленым и красным. Подсушив цветной крахмал, они смешали все три порции и припудрили этим порошком стеклянную пластинку, покрытую тонким слоем прозрачного клея. На квадратный миллиметр пластинки приходилось 9000 зерен. Затем, чтобы расплющить крахмальные шарики в плоские фильтры, подвергли пластинку давлению на пределе прочности стекла - до 5 тонн на квадратный сантиметр. Нанесли поверх крахмала прозрачный водостойкий лак и обычным образом полили пластинку желатиновой бромосеребряной эмульсией. Пластинку вставили в аппарат стеклом к объективу.

После экспозиции и проявления с обращением получился цветной диапозитив, изображение на котором состояло из цветных точек разной плотности. Изображение получалось в одном экземпляре. Оно было темноватым и не очень резким (зерна крахмала поглощали много света и размывали контуры предметов). Для исправления недостатков примененных красителей снимать приходилось через дополнительный желтый фильтр. Пластинки были сложны в изготовлении и дороги, даже на солнце требовалась выдержка в несколько секунд, и все же "автохром" стал первым практичным и доступным даже любителям способом цветной фотографии. Стереофотографии в "автохроме" делал, например, писатель Леонид Андреев. Братья Люмьер считали это изобретение главным делом своей жизни, а кинематограф - лишь ярмарочной забавой.

Метод применялся вплоть до изобретения в начале 30-х годов многослойных цветных пленок. Были выпущены миллионы пластинок, а позже - и пленок этой системы. В музеях мира, главным образом во Франции, хранятся десятки тысяч снимков в "автохроме".

Насколько известно, Первая мировая война фотографировалась в цвете только французами. С августа 2004 по май 2005 года в Париже проходила выставка этих работ. Здесь представлены несколько таких фотографий.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки