Табуретка на колёсах

Кандидат технических наук Дмитрий Зыков. Фото автора.

Количество автомобилей в Москве давно перевалило за три миллиона. В течение нескольких лет езда в столице последовательно становилась всё более и более сложной, и, наконец, случилось неотвратимое: город встал. Вероятно, капнула последняя капля в виде очередного шестисотого «мерседеса», а может быть, хватило и мелочи — какой-нибудь «Оки». Самыми распространёнными сообщениями интернет-сервиса «Пробки.ру» стали слова «многокилометровые пробки» или «город стоит». И всё чаще и чаще там можно прочитать: «Лучше ехать на метро». Теперь более или менее нормально ездить по городу удаётся только глубокой ночью с воскресенья на понедельник. Всё остальное время средняя скорость автомобиля в центре едва превышает скорость пешехода. И лишь ловкие седоки на юрких маленьких то ли мопедах, то ли мотороллерах ухитряются перемещаться относительно быстро. Долгое время меня не покидала мысль, что все эти самоходные мотовелосипеды — техника исключительно для тинейджеров, однако во время внеочередного «отдыха» в очередной пробке я вдруг увидел, как, лавируя между машинами, на мотороллере передвигался солидного вида дядя. Случилось так, что он остановился около моего четырёхколёсного экипажа и я успел договориться о встрече.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Скутер со снятыми облицовками и кожухами.

«Дядя», зовут которого Николаем Рожковым, оказался в прошлом мотогонщиком, а в настоящем — важным чиновником весьма известного банка. На мой недоумённый вопрос по поводу типа используемого транспортного средства Николай ответил: «Эта штуковина имеет довольно мощный двигатель, приёмиста, надёжна и быстра. В Москве это, пожалуй, единственный вид транспорта, на котором днём можно попасть из пункта А в пункт В быстрее, чем на метро. Но на метро не всегда подъедешь куда нужно. В дождь или зимой на этой таратайке не покатаешься, но летом замены ей я не вижу. Выглядит, конечно, не слишком солидно, но, когда мне нужно встретиться с представителями крупного клиента, я часа за полтора-два до назначенного времени посылаю машину к их офису, а сам выхожу за 20 минут, подъезжаю на скутере к машине, пересаживаюсь и приезжаю “как полагается”. Но сейчас уже многие наши клиенты привыкли и не считают зазорным ездить на скутерах на службу». В отличие от мотоцикла на скутере сидят не верхом, а поставив ноги на площадку перед собой — как на табуретке. Сидеть удобнее, но контакт с железным конём хуже, поэтому и управлять скутером немного сложнее, чем «настоящим» мотоциклом.

Первые скутеры (от английского scoot — удирать, давать дёру) появились в Америке. Однако заметного развития их производство не получило. Зато в Европе, особенно в Италии и во Франции, идея была подхвачена, развита и доведена до совершенства. И не только в техническом плане, но и в плане бизнеса. Например, одному из крупнейших автомобильных концернов — «Пежо» (Peugeot), по некоторым оценкам, почти половину дохода приносит продажа именно скутеров. В России итальянские и французские скутеры продаются. Однако цена их сравнима с ценой несильно подержанного автомобиля. Это относится и к новым и к подержанным мотороллерам. Бóльшая часть скутеров на рынке — машины японского и китайского производства. Причём если «японцы» в основном б/у, то «китайцы» по большей части новые. Цены же и на те и на другие очень близкие — 25—35 тысяч рублей.

Но вот и вы наконец решили, что больше жить без скутера невозможно, и собрались купить это двухколёсное чудо. Тут же возникают вопросы: что купить? где купить? как выбрать и какие существуют формальности при покупке и езде? На эти вопросы мы попросили ответить уже знакомого нам Николая Рожкова.

— Начнём с того, что наши Правила дорожного движения и Правила регистрации автомототранспортных средств пока ещё игнорируют существование моторов с рабочим объёмом менее 50 см3 и оборудованных ими повозок, развивающих, по официальным техническим характеристикам (то есть по паспорту), скорость менее 50 км/ч. Формально все они приравнены к велосипедам, и соответственно никаких ограничений по управлению скутерами (мопедами, мотороллерами, мотовелосипедами — называйте как хотите) с такими двигателями у нас нет. А зря.

Современные двигатели объёмом 50 см3 легко развивают мощность в 6—7 л.с., что больше, чем у иных старых отечественных мотоциклов, а уж летящий далеко «за 70» скутер — совсем не редкость. Тем не менее ездить на таком снаряде может всякий. Правда, в соответствии всё с теми же правилами, скутерам, как и велосипедам, можно двигаться лишь по правой полосе движения в метре от края проезжей части или по специальным велосипедным дорожкам. Мало кто из «скутеристов» соблюдает это правило. Есть и ещё одно ограничение: велосипедистам (а значит, и «скутеристам») нельзя совершать левые повороты. Следует, взяв свой транспорт в руки, перевести его пешком на противоположную сторону дороги и только там снова сесть в седло и ехать. Все отлично понимают, что никто так не делает. Здесь можно только порекомендовать ездокам не игнорировать это правило: ведь из грузовика или автобуса мелкий скутер просто не виден — переедет и даже не заметит.

Что же касается документов, подтверждающих права «скутериста» на владение или распоряжение своим мопедом, то и это никак в правилах не оговорено. По опыту, можно лишь рекомендовать владельцам скутеров возить с собой хотя бы копию договора купли-продажи техники и какой-нибудь документ, удостоверяющий личность. Лучше всего, конечно, паспорт, но можно и студенческий билет.

Выбирая машину «под себя», первым делом нужно определить, для чего, собственно, понадобилась вам такая техника: гонять по городу ради собственного удовольствия, ездить тихо-спокойно на работу или кататься с удочками в деревне до ближайшего пруда.

По конструкции наиболее распространённые скутеры близки. Все они имеют автоматическую трансмиссию, что, конечно, очень удобно. Роль коробки передач играет вариатор. Не станем вдаваться в подробности его устройства (в интернете и мотоциклетной литературе есть масса материалов на эту тему), скажем только, что средний пробег ремня вариатора составляет 10—12 тыс. километров, а именно он в наибольшей степени подвержен износу. (Не забудьте про эту цифру, покупая подержанную машинку!) Силовой агрегат типичного скутера установлен на рычаге задней подвески, или, как часто говорят, на заднем колесе. Это одновременно и достоинство и недостаток скутеров. Достоинство — потому что упрощает конструкцию трансмиссии, недостаток — потому что увеличивает так называемую неподрессоренную массу. Иными словами, нагрузку от веса мотора и вариатора, в том числе и динамическую на кочках, воспринимает только заднее колесо. Большинство лёгких скутеров оборудовано двумя задними амортизаторами.

«Полтинники» — так на мото-сленге называют машины с двигателем 50 см3 — ещё несколько лет назад были сплошь двухтактными. Теперь едва ли не треть продаваемых новых скутеров — четырёхтактные. Дать однозначный совет по выбору типа мотора довольно трудно. Можно только сказать, что двухтактные конструктивно проще, существенно легче, однако требуют более тщательной настройки и шумнее четырёхтактных. Кроме того, для таких моторов топливом служит смесь бензина со специальным маслом. Для опытных мотоциклистов это никогда не было проблемой, начинающим же придётся запомнить, что запуск «двухтактника» на чистом бензине приводит к безвозвратной потере двигателя — он ведь смазывается маслом из топливной смеси. Четырёхтактные двигатели работают с более мягким звуком, питаются чистым бензином, однако конструкция их несколько сложнее, и, как следствие, мопеды с четырёхтактными моторами стоят дороже. Теоретически двухтактные моторы при одинаковых с четырёхтактными числе оборотов и рабочем объёме обладают вдвое большей мощностью, на практике выигрыш составляет 50—60%. Двухтактные моторы более активно откликаются на управление подачей топлива. Оно и понятно, полный цикл работы у них осуществляется за один оборот коленчатого вала, а у четырёхтактных — за два. Принято считать, что четырёхтактные моторы меньше вибрируют, особенно на малых оборотах. Однако у одноцилиндровых двигателей (а именно такие ставят на «полтинники») разница в вибрации между двух- и четырёхтактными моторами практически неощутима.

Передняя вилка у скутеров бывает двух типов — телескопическая и маятниковая. Телескопические вилки больше подходят для езды по ровному покрытию, а на пересечённой местности требуют осторожности. Маятниковые же вилки лучше работают на кочках, в том числе и на мелких, напоминающих стиральную доску. Покупая подержанный скутер, проверьте состояние амортизаторов. Подтекание жидкости из них недопустимо.

Выбирая скутер, обратите внимание на размещение выхлопной трубы и глушителя. В некоторых моделях труба расположена очень низко, и помять или оторвать её, зацепившись за неожиданно возникший на пути бордюр, — пара пустяков. Четырёхтактному скутеру это грозит рёвом мотора и некоторой потерей мощности. У двухтактного же выхлопная система по сути часть двигателя и дефекты глушителя в лучшем случае отзовутся существенным снижением мощности и нарушением устойчивости работы мотора, в худшем — его полным отказом.

При покупке обратите внимание на тормоза. Задние у всех 50-кубовых скутеров барабанные, передние — у многих дисковые. Мопед с дисковым тормозом может оказаться чуть дороже, но игра стоит свеч: дисковые тормоза заметно эффективнее барабанных.

Колёса большинства скутеров 10-дюймовые. Для города и ровной дороги этого достаточно. Для грунтовых дорог лучше колёса побольше — 12—13 дюймов. Несколько лет назад в моду стали входить скутеры на больших, почти мотоциклетных колёсах до 17 дюймов.

Основными претензиями к «китайцам» ещё недавно были низкое качество облицовочного пластика, посредственная сборка, нередкие отказы в системе подачи топлива. Сейчас их качество заметно улучшилось. Кроме того, новые китайские скутеры должны ставиться на гарантийное обслуживание, но вот только сервисных центров для этих машин пока мало.

Среди подержанных скутеров (именно о них все дальнейшие рассуждения) преобладают мопеды японского производства. Основных фирм четыре: «Кавасаки», «Судзуки», «Хонда» и «Ямаха». Пожалуй, наиболее динамичные из них — «Ямаха». Они популярны в городах у сорванцов, балдеющих от резкого рывка со светофора и возможности погарцевать перед сверстницами. Большая часть скутеров «Ямаха» легко разгоняется до 70—80 км/ч. Основная серия «Ямахи» Yamaha Jog выпускается уже более 20 лет. На Jog’ах — мощный (6,3 л.с. и более) двигатель и удачная трансмиссия. Динамика машины великолепно контролируется ручкой газа. Двигатель обычных Jog’ов (Jog Poche, Jog Artistic, New Jog и т.д.) допускает применение 92-го бензина. Практически все кузовные панели скутеров «Ямаха» пластмассовые и не поддаются коррозии. Начинающим подойдёт простая по конструкции, неприхотливая и надёжная Yamaha Mint/Razz. Для городской езды и путешествий по асфальтированным дорогам они хороши при условии, что передний тормоз будет дисковым. По просёлкам же на них ездить не стоит — подвеска слабовата.

Наиболее распространённые у нас скутеры — «Хонда». Считается, что у них очень хорошие моторы и крепкая рама. Так оно и есть, конечно, в пределах тех разумных требований, которые можно предъявлять к лёгкой технике. Самая многочисленная и популярная серия — Honda Dio. Двигатель имеет большой срок службы и спокойно «ест» бензин АИ-92. Выбирая Honda Dio, нужно внимательно обследовать передние амортизаторы. Опыт показывает, что с ними у этой модели бывают проблемы. Большинство моделей имеют удобные большие сиденья. Для деревни они, пожалуй, подойдут лучше других. Заметным минусом можно считать относительно слабые передние вилки.

Самые «навороченные» скутеры из тех, что легко купить в России, это «Судзуки». Здесь и спойлеры с повторителями поворотов, и маятниковые вилки, и глушители с резонаторами, обязательные дисковые тормоза, и скорость до 80 км/ч — без проблем. Но в управлении моделями с маятниковой вилкой требуется определённая сноровка: маятник в резком повороте «заваливает» скутер, можно по неопытности и через руль вылететь. Зато по плохой дороге с ним ездить одно удовольствие. Основная модель Suzuki Sepia AJ50 снабжена мотором с высокой степенью сжатия. Даже обычная Suzuki Sepia легко разгоняется до 75—85 км/ч. А если руки растут из положенного места и голова не совсем пуста, то эта машинка после небольшой доводки и регулировки легко обставит и многие «взрослые» мотоциклы.

Поговорим о том, где скутер купить и сколько это стоит. Разброс цен очень велик: от 5 до 180 тысяч рублей. Дешёвые скутеры можно найти по объявлению в газете. Гарантии качества — никакой. Продают скутеры и на авторынках. Здесь можно найти относительно приличный японский скутер за 15—18 тысяч рублей. Конечно, есть скутеры и во многих автосалонах. Однако лучший вариант покупки всё же в специализированных мотосалонах. Цены здесь повыше, зато почти на всю технику даётся гарантия.

К сожалению, скутеры часто воруют, и на рынке велика вероятность напороться на продажу краденого. Косвенным показателем легального происхождения скутера может служить его цена — не менее 15 000 рублей. Всё, что дешевле, — либо откровенное барахло, либо ворованное.

Цена возрастает в зависимости от количества «наворотов»: различные спойлеры, резонаторы, спортивные жёсткие или маятниковые вилки, дисковые тормоза — всё это повышает цену. А вот год выпуска у секонд-хенда влияет на цену не слишком сильно. Впрочем, у многих скутеров определить «дату рождения» невозможно, поскольку её часто не проставляют на маркировочной табличке, а иногда и таблички-то никакой нет.

Скутер — замечательное транспортное средство. Удобное и практичное, лёгкое и маневренное, практически незаменимое и в городской сутолоке, и на деревенских просторах. И если вы решили обзавестись такой колёсной техникой — счастливого вам пути. Если же решили купить скутер своему ребёнку — что ж, дело ваше. Только помните, что неразумные чада нередко лишены чувства опасности и склонны к риску, зачастую даже не отдавая себе отчёта в том, что делают. Скутер — машинка маленькая, не очень заметная на дороге, с негромким звуковым сигналом и едва различимыми днём габаритными огнями. И ещё помните, что почти любой скутер легко разгоняется до 60 км/ч. А это много! Падение или столкновение с препятствием на такой скорости для неподготовленного человека чревато очень серьёзными травмами. Сомневаетесь? Тогда попробуйте выполнить простое задание: дойдите со скоростью 5 км/ч до стены. Не останавливаясь. И посмотрите на результат. Лучше всего в зеркало. За много лет моих занятий с молодыми водителями ни один не согласился выполнить это упражнение.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки