О велосипедах (заметки из журнала «Наука и жизнь» за 1890—1891 годы)
В конце XIX века в России началось увлечение велосипедом. Немалую роль в формировании нового хобби сыграл журнал «Наука и жизнь».
В конце XIX века в России началось увлечение велосипедом. Немалую роль в формировании нового хобби сыграл журнал «Наука и жизнь». В нём регулярно публиковались заметки о новых типах велосипедов. Три статьи 1890—1891 годов — перед вами.
ВЕЛОСИПЕДЫ И ВЕЛОСИПЕДИСТЫ («НАУКА И ЖИЗНЬ» № 29, 1890 ГОД)
Велосипедный спорт за последние годы всё более распространяется. В настоящее время в Западной Европе существуют 35 журналов, специально посвящённых велосипеду. Клубы велосипедистов в настоящее время всюду считаются даже не десятками, а сотнями. Такие клубы находятся и в Москве, Петербурге, Харькове, Тифлисе, Варшаве, Риге, Екатеринбурге и т.д.
Впервые велосипед появился в качестве игрушки в 1649 году; но до 1865 года на велосипеды никто не обращал внимания. Англичанин Мэдисон первый сделал лёгкий и удобный велосипед, благодаря тому, что в дело была пущена сталь. Тип двухколёсного велосипеда окончательно был выработан только в 1881 году, а ныне насчитывается уже более 500 видов разных велосипедов. В Англии насчитывается до 250 заводов, готовящих специально велосипеды, а велосипедистов там более 200 000. Ещё более велосипедный спорт распространён в Америке.
Неудивительно, что езда на велосипеде так быстро распространяется. Во-первых, это очень хорошая гимнастика для рук и ног; люди, ведущие сидячий образ жизни, нередко сгорбливаются, — езда же на велосипеде предупреждает искривление позвоночника, так как ездоку необходимо держаться прямо. Во-вторых, велосипед может быть рекомендован даже как лекарственное средство при многих болезнях, например при ожирении, запорах, геморрое и нервных болезнях. В последнем случае действие езды на велосипеде объясняется так. Во время езды необходимо быть вполне внимательным, следя за каждой рытвиной, каждым камнем по дороге, иначе можно упасть. Внимание по необходимости отвлекается от житейских забот, человек, так сказать, забывается, — и это чрезвычайно освежает нервы, тем более что сопровождается гимнастикой всего тела и происходит на чистом воздухе. Люди из образованного класса в настоящее время чрезвычайно часто страдают нервными болезнями. Даже более: по наблюдениям, никак не менее 90% образованных людей в большей или меньшей степени страдают неврастенией и вообще нервными болезнями. Да это и неудивительно. При воспитании до последнего времени всё внимание сосредоточивалось на умственном развитии. В жизни точно так же все условия для раздражения нервов. Один чересчур много работает, другой много курит или пьянствует, у третьего служебные неприятности, у четвёртого семейные или денежные и т.д. Вы идёте в театр — отдохнуть, успокоиться; не тут-то было. Теперь в театрах и здорового человека расстроят на целые сутки изображением всевозможных житейских мерзостей и ужасов. Черти сейчас любимейшие действующие лица в операх. Даже композиторы наперебой гонятся за «потрясающими» эффектами (хотя, за недостатком фантазии, чаще это достигается чисто механически, при помощи, например, турецкого барабана…). Словом, нашим нервам ныне негде отдохнуть, и в этом отношении езда на велосипеде смело может быть рекомендована как отличное нервное средство для огромного большинства образованных людей.
Значение велосипеда как средства передвижения само собой понятно, и вот некоторые данные. Некоторые опытные велосипедисты делали в сутки по 423 версты на двухколёсном и по 372 на трёхколёсном велосипеде. Один ездок сделал 1400 вёрст в семь дней, а другой в 17 дней проехал 3000 вёрст. Конечно, такие подвиги не всякий сделает, но и очень посредственный ездок легко сделает в сутки 100—150 вёрст на двухколёсном и 80—100 на трёхколёсном велосипеде, если ехать по обыкновенному шоссе или даже по хорошей просёлочной дороге.
Военные ведомства всех стран уже обратили самое серьёзное внимание на велосипеды, которые введены в Англии, Франции, Италии, Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии и у нас в России…
Выше уже было сказано, что ныне изобретено до 500 различных систем; но дело на этом не останавливается, и постоянно придумываются ещё новые системы. Одна из таких новинок изображена на прилагаемой гравюре. Это трёхколёсный велосипед американского изобретателя Френсиса Пуля (Pool). Как видно, особенность этой системы состоит в оригинальном устройстве рамы, оси и шатунов.
Вторая гравюра изображает оригинальное применение велосипеда, сделанное одним папашей-баловником (описание сделал лионский любитель г. Кержюгаль).
К заднему колесу двухколёсного велосипеда прикрепляется обыкновенная детская коляска, но без передних колёс, как это показано на рисунке. Для предохранения детей от солнечного зноя по четырём углам коляски прикрепляются вертикально четыре стержня. Если к верхней части стержней прикрепить кусок какой-либо материи, например полотна, то получается навес, могущий защищать детей как от солнечного зноя, так и от дождя.
Г. Кержюгаль справедливо замечает, что такой велосипед доставляет большее удовольствие как самому ездоку, так и маленьким пассажирам.
СУХОПУТНО-ВОДНЫЙ ВЕЛОСИПЕД («НАУКА И ЖИЗНЬ» № 52, 1890 ГОД)
На днях в Марсели (во Франции) закончились опыты с чрезвычайно интересным и полезным новым изобретением — сухопутно-водным (nautico-terrestre) велосипедом, изображённым на прилагаемой гравюре.
Всякий знает устройство обыкновенного трёхколёсного велосипеда. Впереди одно колесо, управляемое рулём, служит (кроме придания устойчивости) для изменения направления пути. Сзади два колеса. Сверху сидит на особом сиденье велосипедист.
В новом велосипеде всё то же самое. Вся особенность — в устройстве колёс.
Представьте себе две суповые тарелки, сложенные вместе вогнутой стороной внутрь. Края их плотно соприкасаются, и внутри получается полость. То же самое и в колёсах нового велосипеда. Из листовой меди или жести делаются подобия тарелок, и края их припаиваются к колёсам с обеих сторон. Внутри получается закрытая полость с воздухом, и колёса будут действовать так же, как пузыри, употребляемые при купании неумеющими плавать. Все три колеса и представляют именно сплющенные пузыри.
Если на таком велосипеде ехать по суше, то он будет действовать как обыкновенный трёхколёсный. Если же въехать в озеро, в реку, в пруд, в море, то полые колёса удержат на поверхности воды и весь велосипед и ездока. Для передвижения по воде сделано такое простое приспособление. К наружной поверхности колёс прикреплено по нескольку (6—8) кожаных мешочков, обращённых отверстиями вперёд. При вращении колёс такие мешочки заменят вёсла, и велосипед пойдёт по воде так же, как и по суше.
Вот сведения об опытах в Марсели. Диаметр колёс равнялся 1 метру 40 сантиметрам; толщина полого пространства 20 сантиметров. Сиденье выше главной оси на 60 сантиметров. В воде с седоком велосипед погружался всего только на 40 сантиметров. Скорость хода (безо всяких усилий со стороны ездока) по суше достигала 15 вёрст и 4 вёрст по воде. При этом надо заметить, что опыты производились на море во время сильного волнения; на пруду или озере быстрота хода, наверное, достигнет 8—10 вёрст…
Таким образом, это несомненно полезное изобретение. Летом можно проехаться из дому до соседней реки или пруда, покататься и по суше и по воде, съездить к соседу, живущему за рекой, и благополучно вернуться домой. Затем, на спасательных станциях это буквально необходимый аппарат.
Надо думать, что Жорж Блок, известный московский торговец велосипедами (на Кузнецком мосту) поторопится выписать это полезное изобретение для русской публики к предстоящему лету.
НОВЫЙ ВОДЯНОЙ ВЕЛОСИПЕД («НАУКА И ЖИЗНЬ» № 3, 1891 ГОД)
Прилагаемая гравюра изображает велосипед, удобный лишь для плавания по воде, но зато столь простой конструкции, что его сделает обыкновенный слесарь, — а это важное преимущество.
Два полых цилиндра, или две лодочки, расположены параллельно (аб, вг). Колесо велосипеда (к) снабжено лопаточками (п), которые и действуют как вёсла. Как и в обыкновенных велосипедах, руль расположен впереди и приводится в движение верёвками, проведёнными от него к рукоятке руля. К изображённому на рисунке велосипеду можно сделать ещё одно добавление: колесо снаружи можно покрыть кожухом, чтобы брызги не летели в стороны и на седока.
Опыты показали, что на таком велосипеде можно по озеру или пруду плыть с быстротой более 10 вёрст в час; плавание по реке зависит, конечно, от её быстроты, но во всяком случае гораздо легче, чем на лодке.
***
Рассказы о повседневном
Ещё шаг, и велосипед — в кармане
Николай Корзинов.
Фантасты давно вынашивают идею карманного транспортного средства. Вынимаешь небольшую коробочку, нажимаешь на кнопку, и получаешь автомобиль или вертолёт. Не исключено, что подобные устройства действительно появятся в будущем. А пока сделан первый шаг — создан портативный велосипед-трансформер. В карман его, конечно, не засунешь, но сложить и взять с собой в офис — уже не проблема.
В середине 1980-х годов в мире велосипедоизобретательства произошло заметное событие. Британский инженер Марк Сандерс сконструировал велосипед-треугольник — складной аппарат, покоривший удобством и практичностью сердца тысяч велосипедистов-любителей. Из беседы с изобретателем я узнал, что он до сих пор «живёт» этим проектом и продолжает работать над усовершенствованием своего детища, хотя с момента его создания прошло уже больше 20 лет.
Марк Сандерс, инженер по профессии, решил сменить профиль деятельности и пошёл учиться на промышленного дизайнера. Увлечённый велосипедист, он посвятил свой дипломный проект конструированию велосипеда-трансформера. Конечно, складные велосипеды уже существовали, но они были не слишком удобны для транспортировки: в сложенном состоянии занимали много места и не допускали возможности перемещения накатом (их надо было носить).
Поначалу Сандерс предполагал усовершенствовать уже существующую складную конструкцию. Но такой ход мысли завёл его в тупик. Чтобы достичь успеха, пришлось начать с чистого листа. Идею подсказала детская прогулочная коляска: её можно сложить и везти за собой на колёсиках. По такому же принципу Сандерс решил сделать складной велосипед. Однако ему в голову пришла более оригинальная конструкция — велосипед в виде треугольника, наподобие складного знака аварийной остановки.
Но придумать — полдела. Сложнее оказалось разработать схему шарниров для связки трёх основных труб велосипеда. Опробовав несколько неудачных конструкций, Сандерс догадался, что переднюю трубу треугольника, которая вращается вместе с рулём, надо соединить с двумя другими трубами сверху шаровым шарниром, а снизу — обычным.
В 1984 году Марк Сандерс сконструировал ходовой макет. Необычный велосипед сразу заинтересовал публику. Сперва об изобретении рассказали в утреннем шоу на Би-би-си, затем появилась статья в газете «Санди Таймс»… Наконец, Марку позвонил предприниматель Джеймс Маршелл, готовый наладить серийное производство велосипедов-трансформеров. Первые появившиеся в магазинах серийные велосипеды «Страйда» (Strida) раскупили практически сразу. Некоторые журналисты предсказывали, что однажды «Страйда» станет популярнее привычных горных и прогулочных велосипедов. Но прогноз не сбылся, хотя…
На сегодняшний день в мире продано около 100 тысяч велосипедов «Страйда». Это не так много, если сравнивать с объёмами продаж обычных велосипедов известных марок. Но в Китае уже намечается «страйдомания». Около десятка местных компаний скопировали аппарат Сандерса, и теперь на китайском рынке ежегодно продаётся около 50 тысяч дешёвых велосипедов-треугольников не слишком высокого качества.
Фирменный велосипед покупают не так активно, главным образом из-за высокой цены. Несмотря на то что с конца 1980-х годов его производство перенесли из Англии в страны, где оно обходится дешевле (сначала в Португалию, затем на Тайвань), существенно снизить себестоимость велосипеда не удалось. Сандерс в душе творец, а не коммерсант. Когда его велосипед стали производить на Тайване, он предпочёл повысить качество модели, заменив детали, которые в Англии делали из пластика, на более дорогие алюминиевые.
Главное достоинство велосипеда Сандерса — небольшие размеры. Во-первых, компактную модель можно без проблем перевозить в метро или в автобусе и даже брать с собой в магазин, не создавая заметных неудобств для окружающих. А во-вторых, её удобно хранить.
Прошлым летом я был единственным в офисе, кто добирался до работы комбинированным транспортом: на велосипеде и на метро. Остальные четыре-пять велосипедистов нашей компании жили недалеко от офиса и в метро не спускались. Кроме того, я был самым «привилегированным» сотрудником: автомобиль генерального директора стоял на огороженной стоянке у входа в офис, а моё транспортное средство — у рабочего стола.
Если говорить о скорости езды, то здесь полный порядок. При желании можно практически на равных соревноваться с владельцами полноразмерных велосипедов с парой десятков передач, хотя у «Страйды» их всего одна. Это не создаёт неудобств: педали крутятся легко, в том числе и при подъёме в горку.
По документации, «Страйда» выдерживает ездока весом до 100 кг. Но инженеры явно перестраховались — на практике велосипед способен на большее. Например, на моём велосипеде по недогляду как-то прокатился мужчина весом 130 кг. Когда я это увидел, то мысленно простился со своим любимцем. Но он выдержал, и никаких деформаций.
В одном из интервью Марк Сандерс назвал свой велосипед «портативным человеческим усилителем», имея в виду, что с его помощью человек может преодолевать путь в четыре раза быстрее, чем пешком. Это действительно так, если дороги безлюдны. Если же надо объезжать пешеходов, эффективность «усилителя» может упасть в 1,5—2 раза.
Много раз «Страйда» выручала меня, позволяя добраться до метро быстрее, чем любым другим способом. Однако велосипедные технологии всё ещё далеки от совершенства. Даже компактный велосипед лёгким не назовёшь — его вес 9—10 кг. Так что ежедневные поездки в офис и обратно на «Страйде» и на метро всё-таки удел энтузиастов.
Читайте в любое время