КБ острых ощущений
Материалы подготовил Николай Корзинов.
Император Пётр I был настоящим «экстремалом». По его указу под Санкт-Петербургом возводились ледяные горки высотой около 25 метров, с углом наклона около 50 градусов.
В одном из номеров журнала «Наука и жизнь» за 1890 год в заметке «Американская забава» сообщалось, что инженер Каррон из Гренобля (Франция) предложил своим американским партнёрам создать диковинный аппарат. По его задумке любители острых ощущений должны были разместиться в специально сконструированном снаряде обтекаемой формы. Снаряд намеревались скидывать с высоты 300 метров. При подлёте к земле аппарат должен был достичь скорости около 280 км/ч! От верной гибели пассажиров спасало то, что снаряд погружался в воду, а затем всплывал, «как насильно втащенный в воду пузырь». Проект остался нереализованным — в память о нём мы приводим иллюстрации к той заметке и краткое описание аттракциона.
В июльском номере за 1891 год опубликован ещё один проект аттракциона — прообраз колеса обозрения. Автор этого проекта не догадался, что на таких гигантских качелях можно катать людей не в двух кабинах, а сразу в нескольких, размещённых вдоль окружности.Но в «Науке и жизни» за 1893 год мы уже видим вполне привычный аттракцион. Он был построен для Всемирной выставки в Чикаго и стал первым в мире колесом обозрения.
Один из самых распространённых аттракционов — «американские горки», вагонетки, движущиеся по рельсам с резкими спусками и поворотами. В США этот аттракцион обычно именуют «роллер-костер» (roller coaster), но иногда можно услышать и название «русские горки» (Russian mountains). Любопытно, что термин «русские горки» используется не только в американском английском, но и во многих европейских языках. Как так произошло?
Император Пётр I был настоящим «экстремалом». По его указу под Санкт-Петербургом возводились ледяные горки высотой около 25 метров, с углом наклона около 50 градусов. Можно предположить, что от такого аттракциона дух захватывало. Но императрица Екатерина II пошла дальше. Она решила, что стоит соорудить летний вариант подобного развлечения. По её приказу сани оборудовали колёсами, и в дворцово-парковом ансамбле Ораниенбаума под присмотром архитектора Антонио Ринальди возвели удивительный аттракцион — прототип современных американских горок.
Когда подобные аттракционы появились во Франции, их назвали уже русскими горками. Так, в Париже наполеоновских времён был известен аттракцион под названием Les Montagnes Russes à Belleville («Русские горки в Бельвиле»): колёсная вагонетка скатывалась с горы, а для безопасности фиксировалась в рельсе.
В Америке такие аттракционы появились лишь во второй половине XIX века. Правда, в 1827 году в Штатах уже существовало нечто подобное. Горнодобывающая компания «Summit Hill» сконструировала железную дорогу, по которой уголь перемещался от места добычи к месту отгрузки за счёт силы тяжести. Первые американские аттракционы такого рода назывались «наклонными железными дорогами» (inclined railway), но в обиходе их стали именовать проще — «русские горки».
В начале ХХ века «русские горки» обживают многие мегаполисы Америки. Когда этот аттракцион возвращается на родину, в Россию, он уже настолько ассоциируется с Америкой, что получает название «американские горки». Такой культурный обмен названиями, кстати, никому не помешал. Наоборот, как сказали бы сейчас, это был хороший маркетинговый ход.
Сегодня индустрия аттракционов переживает второе рождение: инвесторы вкладывают миллионы в создание новых грандиозных аттракционов. Опыт показывает, что публике уже наскучили традиционные развлечения и она ждёт новшеств. Для особых ценителей острых ощущений возводятся так называемые взрослые аттракционы. Например, в 2005 году в пригороде Нью-Йорка построили самую высокую металлическую горку в мире — Kinga Ka. Гидравлический механизм разгоняет вагонетку до 205 км/ч за 3,5 секунды. Это не только самые высокие американские горки в мире, но ещё и самые быстрые. И самые страшные…
***
Царь горы
Катаясь на обычных американских горках, человек никак не может повлиять на ситуацию, разве что выплеснуть эмоции в визге и крике. Но существуют американские горки «со свободой воли». В аттракционе с немецким названием «родельбан» (или, если хотите, «летние санки») есть рычаг тормоза. Стало слишком страшно — притормози! Опробовать это летнее развлечение можно на горнолыжном курорте, который находится в 333 км от Москвы, в городке Гороховце Владимирской области.
Я сижу в тележке на самом верху Пужаловой горы в Гороховце. Минувшей зимой скатывался с неё на лыжах. Теперь меня ожидает первый «сухопутный» спуск.
Современник Москвы город Гороховец, расположенный на берегу Клязьмы во Владимирской области, по числу населения в тысячу раз уступает столице — здесь живёт около 13 тысяч человек. А вот по числу достопримечательностей на душу населения Гороховец уступает разве что шеститысячному Мышкину. Если Москва — город на семи холмах, то Гороховец — город с семью сохранившимися каменными палатами. За это Гороховец зовут музеем гражданского зодчества XVII—XVIII веков.
Холмами город тоже знаменит. Никольская гора — духовный и исторический центр города. На её вершине стоит Николо-Троицкий монастырь, основанный ещё при Михаиле Фёдоровиче Романове. Лысая гора на окраине — «эстетический» центр: с неё открывается живописнейший вид на русло реки Клязьмы. Пужалова гора, в свою очередь, «физический» центр. Всё, что касается физической активности, сконцентрировано здесь.
По сравнению со спуском на лыжах поездка на родельбане, летних санках с возможностью торможения (этаких американских горках «со свободой воли»), мне кажется детской забавой. Но ощущение беззаботности меня покидает — создатель горнолыжного комплекса Андрей Валерьевич Князев предложил вообще не тормозить на спуске, для остроты ощущений.Максимальная скорость аттракциона ограничена 40 км/ч. Однако, если взглянуть на трассу с её резкими виражами, понимаешь, это немало. Общая длина трассы — 1000 м, из них на спуск приходится около 450 м. Признаюсь, во время полёта так и подмывало дёрнуть за рычаг тормоза. Только после третьего по счёту спуска страх отпустил, наоборот — захотелось прибавить газа.
Гороховецкий родельбан многие считают самым «экстремальным» в России. В других проектах, где спуск идёт по двум рельсам, нет такого же ощущения полёта, которое присуще монорельсовым конструкциям. А вот в Европе, говорят, — и Князев это подтверждает — есть аттракционы пострашней. Не дёргать за рычаг тормоза по ходу спуска там осмеливаются только опытные ребята. Или слишком бесстрашные.
Читайте в любое время