Сокрушающие лёд
Кандидат технических наук Станислав Климашевский, инженер-кораблестроитель.
С. О. Макаров
Известно, что первый ледокол в современном представлении о судах этого типа — стальной, с механическим движителем и винтом — появился в России. Это был «Пайлот» мощностью 62 кВт, построенный кронштадтским промышленником М. О. Бритнёвым в 1864 году. На небольшом пароходе, находившемся в его собственности, Бритнёв срезал вертикальный форштевень и установил наклонный, для наползания на лёд и раскалывания его тяжестью судна.
Правда, ещё раньше, в 1834 году, в Балтиморе был построен пароход «Ассистенс», который предназначался для проводки судов в зимнее время в бухте Патапско. Но это было деревянное колёсное судно.
Потребность в зимней навигации ощущалась и в Европе. В Гамбурге в 1870 году был объявлен конкурс на разработку проекта судна, способного поддерживать зимнее судоходство. Лучшим признали проект ледокола, разработанный гамбургским инженером Штейнгаузеном. Он придал носовой части судна тупое ложкообразное очертание с наклонным криволинейным форштевнем, миделево сечение было близким к полукругу. Ледокол «Айсбрехер 1» водоизмещением 570 т и мощностью 440 кВт вступил в строй в 1871 году. Впоследствии такие ледоколы стали называться ледоколами «гамбургского типа». В форме их форштевня видно наивное представление первых конструкторов о том, что ледокол подобен саням, но для движения не по снегу, а по льду. Однако небольшой угол наклона форштевня к горизонту на уровне ватерлинии затруднял наползание ледокола на лёд и раскалывание его своей тяжестью...
Продолжение статьи читайте в номере журнала