С высоты птичьего полёта
Михаил Козьмин, руководитель аэроклуба «Паралёт».
Люди, умеющие составлять карты местности, всегда были в цене. Сама по себе карта — это вид на землю с высоты птичьего полёта, и, конечно, картографы всегда хотели обрести возможность взглянуть на объект своего исследования сверху. Китайские военные хроники рассказывают, что ещё в IV—II вв. до н. э. для наблюдения за позициями противника запускали наблюдателя на большую высоту на гигантском воздушном змее. Изобретение этого летательного аппарата связывают с именами Мо Цзы, Гун Шубаня или Хань Синя. В Средние века пользовались таким приёмом и европейцы, а в XVIII веке — американцы. Словом, идея носилась в воздухе во вполне буквальном смысле. После появления воздушных шаров аэронаблюдения стали регулярными. Наблюдателей и картографов поднимали на так называемых привязных аэростатах. И это был колоссальный шаг вперёд по сравнению с методами картографирования «с земли», даже несмотря на то, что для составления больших карт аэростаты приходилось перевозить с места на место и в каждой новой точке организовывать их запуск и закрепление.
Пионером аэрофотосъёмки был знаменитый французский фотохудожник Надар (Nadar в переводе с французского — «юла, волчок», такой псевдоним взял себе Феликс Гаспар Турнашон). Пройдя не слишком длинный курс обучения у знаменитых в середине XIX века воздухоплавателей братьев Годар, Турнашон построил огромный воздушный шар (название было под стать размерам аппарата — «Гигант»), а в 1855 году запатентовал идею фотосъёмки местности с воздушного шара для составления карт...
Продолжение статьи читайте в номере журнала