Банкноты рассказывают
Р. Майзингер.
Деньги (а точнее, денежные знаки — монеты и купюры) не только средство платежа. Это ещё и культурное наследие человечества.
Деньги (а точнее, денежные знаки — монеты и купюры) не только средство платежа. Это ещё и культурное наследие человечества, архив его исторической памяти. Журнал «Наука и жизнь» неоднократно рассказывал о банкнотах и монетах, имевших хождение в прошлом, и о современных денежных знаках. Предлагаемые вниманию читателей заметки коллекционера Рольфа Майзингера знакомят с произведениями искусства на купюрах разных стран.
Картинная галерея под открытым небом
Если бы мы имели возможность заглянуть в далёкое прошлое Земли, то убедились бы, что Сахара не всегда была безжизненной пустыней, какой представляется нам сегодня. Кстати, слово «Сахара» означает «пустыни» (именно множественное число!). Во время последнего ледникового периода, когда территория современной Европы была закована в панцирь из снега и льда, в Сахаре росли леса и зеленели обширные саванны. Их населяли слоны и носороги, жирафы и множество видов антилоп. Наши далёкие предки передали нам бесспорные тому доказательства — наскальные рисунки Тассили, изображающие животных, обитавших в Сахаре в древности.
Тассилин-Аджер — гигантское плато (высотой до 800 м) на юго-востоке Алжира общей площадью 80 тыс. км2. С языка туарегов слово «Тассили» переводится как «речное плато». Хотя рек там и в помине нет. А всё дело в удивительных каньонах, вырытых когда-то спускавшимися с гор водными потоками.
«Наш путь лежит среди высоких колонн, напоминающих руины громадного средневекового города с обезглавленными башнями, церковными шпилями, папертями соборов, химерами, диковинными архитектурными ансамблями...» — так описывал свои впечатления от увиденного один из первых исследователей Тассили француз Анри Лот. Его экспедиция в начале 50-х годов ХХ века состояла в основном из художников, в задачи которых входило как можно точнее передать изображения, оставленные древними. И исследователи великолепно справились с поставленными задачами. Они скопировали и перерисовали более 10 тыс. наскальных изображений, самые ранние из которых датируются восьмым тысячелетием до н. э.
Фрагменты наскальных изображений приведены на банкноте Алжира в 1000 динаров 1998 года.
Небесные девы Сигирии
Наскальными «картинами», правда несколько иного плана, украшены и некоторые банкноты островного государства Шри-Ланка. Это фрагменты фресок из Сигирии (скальное плато в самом центре острова Шри-Ланка), изображающих, вероятнее всего, так называемых небесных танцовщиц — апсар. Апсары, или апсарасы, — полубожества древнеиндийской мифологии. В мифах небесным девам приписывали магические силы. Они проживали во дворце бога Индры и ублажали его гостей танцами.
По другой версии, это богини молний и дождя. Впрочем, вполне может статься, что неизвестный нам художник запечатлел и какую-то бытовую сцену. Например, купающихся в озере придворных красавиц или наложниц из гарема правителя.
Фрески Сигирии созданы во времена правления царя Кассапы (478—495). В зеркальном зале, прежде облицованном фарфором, их было около 500, и покрывали они площадь 40×140 м. Но на сегодняшний день сохранились рисунки только 21 молодой женщины. При этом они разбиты по парам: одна девушка светлокожая, другая — тёмнокожая. Выполненные в натуральную величину фигуры небесных танцовщиц ниже пояса окутаны как бы облаками тумана. Возможно, именно поэтому искусствоведы с завидным постоянством помещают полуобнажённых красавиц то в заоблачные дали, то во влажную стихию. После гибели Кассапы на месте его крепости был основан монастырь, и в нём поселились монахи. Изображения обнажённой женской груди, вероятно, мешали им медитировать, что неминуемо повлекло за собой пусть частичное, но намеренное уничтожение очень редкой светской живописи средневековой Шри-Ланки.
Страсти вокруг древней красавицы
Единственное на сегодняшний день банкнотное изображение знаменитого бюста египетской царицы Нефертити — это скромный рисунок с египетской боны (вышедший из обращения денежный знак) в 5 пиастров 2002 года.
Кстати, оно не совсем точное! Художник передал только повреждение ушной раковины у левого уха, но явно «смалодушничал» с глазом... У оригинала левая глазница пустая.
Открытием этого замечательного произведения древнеегипетского искусства мы обязаны немецкому археологу Людвигу Борхардту (1863—1938). По официальной версии Борхардт при раскопках наткнулся на раскрашенный бюст из песчаника в мастерской древнего скульптора Тутмеса 6 декабря 1912 года. С этого момента в истории знаменитой 47-сантиметровой скульптуры сплошные белые пятна. В некоторых источниках утверждается, что бюст официально передан Германии Египтом (не совсем ясно тогда, почему родина фараонов до сих пор требует вернуть реликвию). По другой версии бюст Нефертити тайно вывезен из страны. Говорят, к этой скульптуре был неравнодушен и Гитлер. Он будто бы распорядился изготовить точную её копию, а оригинал спрятал в одном из своих многочисленных тайников.
Специалисты и сегодня не в силах определить точный возраст прекрасной царицы. Бюст Нефертити экспонируется в Берлине, в Новом музее.
Александрова мозаика
На оборотной стороне греческой купюры в 1000 драхм 1956 года запечатлён фрагмент удивительного произведения искусства, которому более 2000 лет. Это так называемая Александрова мозаика — самая известная из доставшихся нам по наследству от античных времён. Она обнаружена 24 октября 1831 года в разрушенных землетрясением Помпеях, в развалинах помещения, которое археологи окрестили Домом Фавна, и с тех пор её изображение не сходит со страниц научных книг и школьных учебников. Размеры набранного из крохотных цветных кубиков (полтора миллиона штук) художественного «полотна» впечатляют — 313 × 582 см. Можно лишь догадываться, сколько времени затратили античные мастера (около 200 г. до н. э.), чтобы выложить напольную картину общей площадью 15 м2.
На мозаике запечатлено столкновение войск Александра Македонского и царя персов Дария III. Историки и искусствоведы сходятся во мнении, что это одно из первых в мире произведений, которое изображает действительное историческое событие. Вот только какое именно? Битву при Иссе в 333 году до н. э. или при Гавгамеле двумя годами позже? Теперь это уже вряд ли удастся узнать. Принято считать, что попавшая в руки археологов мозаика всего лишь античная копия. А оригинал утерян навсегда.
Доспех на груди Александра украшен горгонейоном — изображением головы горгоны Медузы, призванным отпугивать врагов. С 1843 года мозаика хранится в Национальном археологическом музее Неаполя, а в Доме Фавна выставлена искусная копия. Чтобы посетители могли лучше рассмотреть картину, её поместили на стену.
Кстати, античные мозаики на деньгах мира не редкость. Один только Тунис украсил их сюжетами несколько своих банковских билетов, в том числе и представленный здесь динар 1965 года.
Загадки Прокажённого Короля
В 1850 году французский миссионер Шарль Эмиль Буйво в непроходимых джунглях северо-западной Камбоджи наткнулся на гигантские развалины древнего города Ангкор-Тхом (Большой город). Местные жители объяснили европейцу, что это остатки королевского дворца. Редкую банкноту Камбоджи украшают виды величественных башен Ангкора в форме бутонов лотоса и загадочно улыбающиеся каменные лики Ангкор-Тхома. Их изображение помещено на купюре государства номиналом в 20 000 риелей 2008 года.
Культовое сооружение, с 1863 года украшающее и герб Камбоджи, было возведено в XI веке царём Сурьяварманом II (1112—1152) и посвящалось индуистскому богу Вишну. Существует мнение, что его центральная башня, символизировавшая мифический центр мира, была царской усыпальницей.
Постройки Ангкор-Тхома носят оригинальные названия. Например, Священный меч (Храм Пре-Кхан) или Священный бык (Храм Пре-Ко). А вот с террасой Прокажённого короля связана одна до сих пор не разгаданная тайна. В прошлом терраса, вероятно, служила местом кремации царственных останков. Своё экстравагантное прозвище она получила по установленной на её широкой платформе статуе. В настоящий момент постамент занимает копия, а древний оригинал хранится в Национальном музее Пномпеня. Скульптуру Прокажённого короля можно увидеть на 20 пиастрах Французского Индокитая середины прошлого века.
Кто именно из правителей Ангкор-Тхома являлся прокажённым королём, неизвестно. Его имя затерялось в архивах истории, а может быть, и вполне намеренно было вычеркнуто оттуда. Не нашла исторической (документальной) «поддержки» и версия о том, что им мог быть король Джаявармана VII (1181—1219), который якобы умер от проказы. Впрочем, на изображении мог быть и кхмерский бог богатства и достатка Каберу. В некоторых легендах упоминается, что он тоже был прокажённым. Но вероятнее всего, миф о Прокажённом короле возник в результате неверной интерпретации скульптурного изображения. Дело в том, что поверхность скульптуры (оригинала!) в области лица, шеи и груди серьёзно повреждена лишайником. Поэтому при созерцании древней реликвии создаётся впечатление, что её прототип имел какие-то физические недостатки или страдал от проказы — в прошлом весьма распространённого заболевания.
Жемчужина Востока
Площадь Регистана в Самарканде не всегда была такой, какой запечатлена на узбекской боне в 50 сумов 1994 года. Во времена Тимура здесь провозглашались новые законы и вершились казни. Тогда площадь ещё не выложили аккуратными плитами и не облагородили фонтанами. Под ногами самаркандцев скрипел обычный песок. Кстати, Регистан и переводится как «песчаное место». Во времена Тамерлана на площади стояли совершенно другие здания. Первое из трёх известных нам сегодня возведено уже после его смерти. Это медресе Улугбека (на рисунке — крайнее слева строение). Возводили его при внуке Тимура — великом амире и учёном Улугбеке в первой четверти XV века. Прямо напротив расположился знаменитый на весь мир портал медресе Шир-Дор, название которого переводится как «обитель львов». Знаменитым Шир-Дор стал благодаря оригинальному оформлению фасада. Причудливая мозаика — два полосатых хищника (тигрольвы) на фоне цветочного орнамента — выложена глазурованным кирпичом. В Средние века эти мифические существа символизировали Солнце. Занимательно, что ничего подобного больше нигде в Средней Азии нет. Эффектное изображение тигрольва с медресе Шир-Дор украсило узбекскую купюру в 200 сумов 1997 года.
Гении Высокого Возрождения
Было бы ошибочным полагать, что художники и гравёры, работавшие над созданием банкнотных изображений, забыли о величайших художниках — Леонардо да Винчи, Рафаэле, Микеланджело и т.д. Ни в коем случае! Все эти гении Ренессанса ещё совсем недавно украшали бумажные денежные знаки своей родины. Портрет великого итальянского скульптора, живописца и поэта Микеланджело Буонаротти (1475—1564), написанный Марчелло Венусти (1535), украсил лицевую сторону банкноты 10 000 лир 1962—1968 годов.
Следующим на итальянских банкнотах появился великий Леонардо да Винчи (1452—1519). Именно этого человека, чей автопортрет смотрит с купюры номиналом 50 000 лир 1967—1974 годов, принято считать основателем искусства Высокого Возрождения. В Леонардо прекрасно уживались талантливый художник и график, даровитый учёный и естествоиспытатель. Не зря современники называли его «универсальным человеком». За что бы он ни брался, всё в его искусных руках превращалось в шедевр. Но, наверное, самым знаменитым его детищем была и остаётся хранящаяся в Лувре «Мона Лиза».
А вот на банкноте с самым крупным номиналом, когда-либо выпускавшейся банком Италии, — портрет (автопортрет) непревзойдённого итальянского живописца Рафаэля Санти (1483—1520). Это купюра в 500 000 лир 1997 года.
Один из «титулов», придуманных ему благодарными потомками, звучит так — «Самый выдающийся рисовальщик всех времён»! Оборотная сторона той же банкноты отдана под репродукцию знаменитой работы Рафаэля. Нет, не «Сикстинской мадонны»!
Эта картина (фреска) носит название «Афинская школа» и посвящена величию человеческого разума. Художнику удалось продемонстрировать не только преемственность поколений, но и целую плеяду умнейших и талантливейших представителей нашей цивилизации. В центре фрески, под высоким сводом, мило беседуя друг с другом, прогуливаются Аристотель и Леонардо да Винчи (в образе Платона). А на широких ступенях, у их ног, развалился Диоген. Ближе к созерцателю (тоже на ступенях) Рафаэль изобразил Гераклита, придав ему черты Микеланджело. Есть на фреске и Сократ, и Эпикур, и Александр Македонский, и наконец, сам Рафаэль Санти. Однако на фрагменте, изображённом на банкноте, их не увидеть.
Кроме мастеров Ренессанса на итальянских деньгах имеются портреты художника Тициана (20 000 лир 1975 года) и замечательного скульптора Бернини (50 000 лир 1984 года). А кроме того, автопортрет тёзки великого Микеланджело и не менее значительного живописца Караваджо (1573—1610). Художник, оказавший решающее
влияние на развитие неаполитанской школы живописи, показан на фоне собственной картины «Гадалка» (1596, Лувр). На обороте — натюрморт «Корзина с фруктами» (1597), оригинал которого находится в пинакотеке (хранилище картин) Милана.
Шедевры французских мастеров
Значительная часть картин, изображённых на европейских банкнотах, выставлена в музеях Парижа. Например, произведение Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830), больше известное как «Свобода на баррикадах», находится в Лувре. Картина эта сразу же приковывает к себе внимание посетителей. И не столько внушительными размерами (260×325 см), сколько величием и символизмом. Судьба картины необычная. Писалась она всего три месяца и была куплена Министерством внутренних дел Франции на первой же выставке в мае 1831 года. Правда, затем, на протяжении 25 лет, она хранилась то в заказниках министерства, то снова под опекой автора и нигде не выставлялась. И только во второй половине XIX века окончательно попала в Лувр. Центральная сцена с картины и автопортрет Делакруа изображены на купюре в 100 французских франков 1978—1994 годов.
Ещё одним экспонатом Лувра, позаимствованным для оформления национальной валюты Французской Республики, стал незаконченный портрет Наполеона Бонапарта (1798), выполненный с натуры Жаком Луи Давидом. Этот рисунок лёг в основу сюжета купюры в 10 000 франков 1958 года. в 1960 году в связи с инфляцией введён новый франк, равный ста старым франкам.
Давид не успевал закончить портрет молодого полководца. Наполеон позировал ему всего три часа. Понимая, что другого такого случая может просто не быть, художник ограничился лишь прорисовкой головы и верха синего генеральского мундира с розово-красным отворотом воротника. Остальное лишь пометил контуром. После того как Наполеон покинул его мастерскую, Давид вышел к ученикам и ещё долго восхищался выразительным, энергичным обликом будущего монарха. Художник увидел в нём столько мужества, решимости, что не преминул сказать: «У него прекрасная голова! Это чисто, возвышенно, прекрасно, как античность!»
Сегодня многие из этих самобытных купюр уже не в ходу. На большей части Европы распространён евро.
Читайте в любое время