Визуализация успеха

Василий Бартош, руководитель отдела «Виртуальная реальность» компании «СофтЛаб-НСК» (г. Новосибирск).

Как подготовить космонавта к работе на орбите, к выполнению сложных действий, таких, например, как выход в открытый космос или стыковка? Штатный режим стыковки — автоматический. Но реально в космосе так осуществляется лишь около половины стыковок, остальные приходится выполнять в ручном режиме. Чтобы добиться хороших навыков ручной стыковки, необходимо выполнить от 200 до 400 повторов операций на тренажёре, что занимает от 50 до 80 тренировочных сеансов.

Самые первые тренажёры стыковки представляли собой сложнейшие устройства: в карданном подвесе размещался макет станции, на него наезжала камера, макет поворачивался, создавая иллюзию облёта космического объекта.

В начале 1980-х годов в правительстве, Центре подготовки космонавтов (ЦПК) и Академии наук СССР решили, что для космонавтов и лётчиков нужен виртуальный компьютерный тренажёр. В Институте автоматики и электрометрии новосибирского Академгородка началась работа по созданию мощных графических станций и программного обеспечения для них.

Тридцать лет назад не только деревья, но и компьютеры были большими. В огромных закрытых машинных залах длинными рядами располагались шкафы с множеством разноцветных лампочек, а вокруг них под грохот перфораторов (просекателей перфокарт и перфолент) трудились программисты. Эра персональных ЭВМ ещё не наступила. Слово «монитор» применялось для обозначения профессионального телевизионного устройства, а общение человека и машины осуществлялось с помощью алфавитно-цифровых дисплеев (для «счастливчиков») и с помощью перфокарт и перфолент для всех прочих. Размер исходного кода программы можно было оценить на вес...

Случайная статья

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки