Даниель Дефо — метеоролог
Юрий Фролов.
Начиная работу над трактатом, Дефо обратился через две газеты к подписчикам с просьбой прислать свои впечатления о природном бедствии. Книга и состоит из писем, присланных очевидцами со всех концов Англии. Откликнулись на обращение в основном священники сельских приходов. В комментариях составитель отмечает, что не изменил ни слова в присланных текстах. Правда, современные литературоведы считают, что Дефо редактировал, сокращал и упорядочивал полученные сообщения, а некоторые, возможно, написал сам, скрываясь за выдуманными именами. В трактат вошли личные наблюдения самого Дефо. В то время он жил в Лондоне и после бури постарался осмотреть окрестности города, а также использовал сведения из доклада, опубликованного адмиралтейством.
Благодаря книге Дефо мы можем представить себе, что творилось тогда в Англии. Во многих районах ветер сворачивал в рулон, «как пергаментный свиток», кровли из свинцовых пластин или даже срывал их полностью, как произошло, например, со зданием Вестминстерского аббатства. Как ни странно, черепичные крыши разрушались больше с подветренной стороны, чем с наветренной, по которой непосредственно бил ветер. Кровля маленьких домишек, укрытых от ветра более крупными, тоже страдала больше, чем крыши этих больших зданий. Дефо объяснял такие явления завихрениями воздуха.
Теперь мы знаем, что это следствие эффекта Бернулли: очень быстрый поток воздуха создаёт за преградой область пониженного давления, куда и «всасывало» сорванную крышу. Многие улицы Лондона были усыпаны битой черепицей. Цена на черепицу немедленно подскочила: с 21 шиллинга до шести фунтов стерлингов за тысячу, то есть почти в шесть раз. Мало кто мог позволить себе выложить такую сумму, к тому же производство черепицы отставало от спроса, и многие дома пришлось крыть досками или камышом. А некоторые здания простояли без крыш ещё несколько месяцев.
Особый интерес писателя к черепичным крышам, возможно, вызван тем, что он был владельцем большого кирпично-черепичного завода. Но разбогатеть на катастрофе Дефо не смог — его бизнес пошатнулся из-за правительственных преследований за изданный в 1702 году антиклерикальный памфлет.
Книга Дефо сообщала, что по стране ураган разрушил или опрокинул 400 ветряных мельниц. Некоторые мельницы сгорели, так как крылья вертелись столь быстро, что деревянные шестерни, передававшие вращение на жернова, загорались от трения.
Современные метеорологи, используя книгу Дефо и многочисленные архивные документы, установили, что циклон необычной силы, примчавшийся с запада Северной Атлантики со скоростью более 112 километров в час, опустошил полосу шириной почти 500 километров. Погибла пятая часть моряков королевского военно-морского флота. Из городов стихия особенно затронула Бристоль и Лондон. Затем циклон ушёл на Скандинавию. Но из описаний бурь в скандинавских странах в историю литературы вошла, пожалуй, только сказка Г. Х. Андерсена «О том, как буря перевесила вывески», написанная на полтора века позже.
Читайте в любое время