Сигареты все на одно лицо
В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: «New Scientist» и «BBC Focus» (Англия), «Bild der Wissenschaft», «Natur + Kosmos» и «Psychologie Heute» (Германия), «Discover» и «Futurist» (США), «Ça m’interesse», «Ciel et Espace», «La Recherche», «Science et Vie» и «Sciences et Avenir» (Франция), а также информация из интернета.
Австралийские власти готовят закон, по которому с июля 2012 года будет запрещено красиво оформлять сигареты и сигаретные пачки. Все марки сигарет должны будут выпускаться в одинаковых коробочках неприятного серо-зеленоватого цвета с крупной надписью о вреде курения и напечатанным ниже названием марки, причём шрифт должен быть стандартным для всех марок, простым, без всяческих завитушек. Единственным украшением коробочки могут служить устрашающие фотографии болезней, вызываемых курением (см. фото). Запретят украшать и сами сигареты золотыми или цветными ободками. Словом, всё должно быть сделано для того, чтобы лишить курево визуальной привлекательности. Реклама сигарет в Австралии уже давно запрещена, и разработчики нового закона указывают, что это всего лишь расширение запрета: теперь он будет касаться не только уличной, телевизионной или журнальной рекламы, но и красочных пачек, которые в руках у курильщиков или на полках магазинов тоже служат эффективной рекламой. До сих пор нигде в мире таких суровых мер не предпринимали.
Противники нововведения, как правило, явно или тайно связанные с индустрией табака, утверждают, что предлагаемая мера никак не скажется на продажах. И что с таким же успехом можно запретить цветные фантики конфет и шоколадок, тоже не очень полезных для здоровья. В кампанию против нового закона производители сигарет, по оценкам, вложили не менее 10 миллионов долларов.
Психологические эксперименты показали, что даже опытные курильщики с чётко выраженным предпочтением к какой-либо марке оценивают вкус любимых сигарет ниже обычного, если выданные им сигареты лишены привычных внешних атрибутов.
Крупные производители табачных изделий уже выразили свой протест и намерены подать иски с требованием миллиардных компенсаций: ведь дизайн сигарет и их пачек — интеллектуальная собственность производителя. Однако правительственные юристы утверждают, что закон запрещает использование зарегистрированных марок и фирменного дизайна посторонними лицами, но отнюдь не обязывает кого-либо, производителя или торговую сеть, непременно использовать зарегистрированный дизайн. Другое дело, если бы правительство Австралии наладило производство своих сигарет в характерном оформлении, запатентованном известными фирмами. Но этого явно не будет.
Читайте в любое время