Строитель Великого сфинкса
Роман Орехов (Центр египтологических исследований РАН).
Первые загадки
Хуфу (2589—2566 гг. до н. э.) — первый царь, построивший свою пирамиду в некрополе Гизы, где и находится сфинкс. Пирамидный комплекс того времени также включал в себя припирамидные храмы, соединённые между собой дорогой восхождения. Заупокойный храм почти вплотную примыкал к восточной грани пирамиды, а рядом с каналом, в нижней части, располагался храм долины. С востока и запада практически вплотную к пирамиде устроены кладбища членов царской семьи и знати, а в непосредственной близости от заупокойного храма были сооружены малые пирамиды для царских жён Мерититес и Хенутсен, а также для матери Хетепхерес I. Рядом с оградой, опоясывающей пирамиду, располагались многочисленные доки для погребальных ладей.
Фигура сфинкса возвышается в самой нижней части ступенчатых террас, образовавшихся по мере выработки камня во время строительства некрополя Хуфу. Рабочие фараона постепенно изымали камень, пока не дошли до третьего, нижнего, уровня, где в древности находилась небольшая скала, из которой и высечена голова сфинкса. Перед скульптурой лежат развалины храма, сложенного из известняка самой нижней, четвёртой, террасы. Большинство исследователей убеждены в том, что храм имеет непосредственное отношение к культу сфинкса, благодаря чему он и получил своё название — «храм сфинкса».
Немецкий египтолог Райнер Штадельман полагает, что сфинкс мог почитаться в этом храме как солнечное божество Хор Горизонта, а сам лик скульптуры копирует внешность своего строителя — царя Хуфу. Однако возникает вопрос, зачем Хуфу понадобилось строить сфинкса в стороне от своего погребального комплекса, рядом с карьером, а главное, почему к «храму сфинкса» вплотную примыкает долинный храм сына Хуфу — Хафра?
Против теории Штадельмана возражает американский археолог Марк Ленер, развиваюший классические идеи исследователей некрополя — немца Уве Хельшера и швейцарца Герберта Рике. По мысли Марка Ленера, сфинкс был частью заупокойного комплекса Хафра. В пользу своей гипотезы археолог привёл убедительные доводы. В частности, он доказал, что «храм сфинкса» строился позже долинного храма Хафра и составлял с ним культовое единство. Помимо этого центральная ось храма сфинкса, пролегающая с востока на запад, проходит по касательной мимо плеча гигантской фигуры и далее через точку у подножия пирамиды Хафра, где солнце заходит за горизонт в дни весеннего и осеннего равноденствия. Когда солнце садилось, силуэты сфинкса и пирамиды сливались.
Но здесь М. Ленеру можно возразить: у нас нет абсолютно никаких свидетельств, что египтяне в своих расчётах использовали указанные точки небесной сферы. Куда большее значение они могли придавать дате летнего солнцестояния, так как этот день был максимально приближен к началу сезона половодья — наиболее значимого события в Древнем Египте.
Главное же возражение против теории М. Ленера прозвучало из уст французского исследователя болгарского происхождения Васила (Васко) Добрева, члена Французского института восточной археологии в Каире. Если «храм сфинкса» имел важное значение для ориентации пирамиды и самой фигуры сфинкса, почему дорога восхождения, соединяющая заупокойный храм Хафра и храм долины, обходит скульптуру с южной стороны, как бы пристраиваясь к ней сбоку? Выходит, что сфинкс уже находился на плато, когда Хафра приступил к возведению собственной пирамиды. Во многих положениях своей теории Васил Добрев следовал за Р. Штадельманом, но в отличие от последнего считал создателем сфинкса старшего сына Хуфу — Джедефра (2566—2558 гг. до н. э.).
Джедефра: между двух пирамид
Васил Добрев обратил внимание, что именно от эпохи царствования Джедефра сохранилось первое изображение царя в виде льва с человеческой головой. Практически без повреждений дошёл до нашего времени и сфинкс царственной супруги Джедефра Хетепхерес II. Сооружая фигуру Великого сфинкса на плато Гиза, Джедефра таким образом мог укреплять заупокойный культ отца и свой авторитет в глазах подданных. Эти доводы В. Добрева представляются довольно убедительными. Французский египтолог не смог объяснить, пожалуй, только одно, а именно, зачем Джедефра понадобилось возвращаться в Гизу.
Читайте в любое время