Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Ясно как дважды два

Дмитрий Зыков, кандидат в мастера спорта по автомобильному спорту. Фото автора.

Мы договорились с Сергеем Васильевым встретиться у памятника Шолохову на Гоголевском бульваре. Я пришёл немного раньше назначенного часа и от нечего делать стал рассматривать проезжающие мимо автомобили. Поток в середине дня по бульвару не слишком плотен, водители едут сравнительно медленно (в этом месте бульвар довольно круто заворачивает), и тем не менее за 10 минут мимо меня прошло более сотни машин. Кто-то из водителей явно скучал за рулём, водитель небольшого грузовичка, развозящего воду, жевал огромный бутерброд, барышня в роскошном чёрном кабриолете на ходу красила и без того яркие губы, глядя в откинутое зеркальце солнечного козырька, пышная дама за рулём 15-го троллейбуса беседовала с кем-то по телефону. Вполне нормальная картинка московской улицы.

Не отвлекайтесь на второстепенные приборы, проводить их настройку нужно на стоянке.
Вполне обычная картина: водитель на ходу набирает номер на мобильном телефоне. Снимок сделан в Москве на Новом Арбате в разгар рабочего дня.
Косметика — это хорошо. Но только не за рулём.

Подошёл Сергей, водитель со стажем, перевалившим далеко за тридцать лет, а кроме того ещё и автогонщик, мастер спорта. Мы с ним проездили в одном экипаже более десяти лет, выступали в Чемпионате России по автомобильному ралли, участвовали во множестве разнообразных соревнований рангом пониже, а некоторое время назад начали работать с молодыми гонщиками. Я, конечно, доложил о своих наблюдениях, на что Сергей, человек основательный и вдумчивый, тут же предложил подсчитать процент водителей, говорящих по телефону за рулём. Потратили ещё десять минут. Из 120 проследовавших мимо нас водителей по телефону говорили 18 человек — 6 мужчин и 12 женщин. Статистически выверенных исследований мы проводить не стали, но, полагаю, результат не далёк от среднего. Кстати, водителей женщин было 52 (из них две вели троллейбусы). Казалось бы, 18 человек из 120 — не так уж и много, но Сергей, хорошо знакомый со статистикой аварийности, жёстко заключил: «18 убийц и самоубийц за 10 минут — это перебор!»

Я предложил оценить, насколько на самом деле велика опасность телефонного разговора во время движения и так ли уж справедлив пункт правил, в соответствии с которым водителям «запрещается пользоваться во время движения транспортного средства аппаратом радио- и телефонной связи, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук».

Статистика дорожно-транспортных происшествий в нашей стране говорит, что водители, пользующиеся в пути телефоном, попадают в аварии в четыре раза чаще тех, кто этим запретом не пренебрегает. Подавляющее большинство нарушителей не замечает почти половину дорожных знаков, две трети перестают контролировать дорожную обстановку по зеркалам и девять из десяти во время разговора не способны к экстренному маневрированию. Но вот о чем статистика молчит: попадают ли реже в аварии те водители, которые болтают по телефону без помощи рук.

Эксперимент мы поставили довольно простой. И его результаты показали с полной очевидностью, что разговор по телефону за рулём опасен сам по себе, совершенно независимо от того, идёт ли он через систему громкой связи, наушники с микрофоном или прижатый к уху плечом аппарат.

Кроме нас с Сергеем в опытах приняли участие два совсем юных картингиста. Водитель, управляя автомобилем на компьютерном автосимуляторе, должен был остановить машину при появлении на дороге препятствия. В качестве такового мы выводили на экран изображение человека. Время реакции в контрольном эксперименте составляло от 0,5 до 0,65 с. (Это время меньше среднестатистического, которое составляет 0,8 с. Но, напомним, «за рулём» были подготовленные спортсмены. Молодые, кстати, реагировали быстрее.) Затем задачу усложнили. Водителю задавали простые арифметические задачки — вопросы по таблице умножения — и просили отвечать на них как можно быстрее.

Общий результат эксперимента таков: простые вопросы (простыми мы считали умножение чисел первого десятка на два), вероятно, замедляют реакцию на появление препятствия, но настолько мало, что надёжно измерить запаздывание не удалось. Более сложные вопросы — умножение на 7, 8 и 9 увеличили время реакции в среднем на 0,2—0,3 с у молодых спортсменов и на 0,3—0,35 с — у «стариков». Заметим, что при скорости автомобиля 60 км/ч три десятых секунды дают дополнительный проезд до начала торможения в 5 м.

Во второй серии экспериментов мы попросили испытуемых постараться как можно активнее реагировать на появление препятствия, не задумываясь особенно о скорости и правильности ответа на вопрос. И вот результат. Даже простое умножение на два они выполняли медленнее, но самое главное — с ошибками в каждом десятом случае у старших и вдвое чаще — у младших. Что же касается умножения на 7, 8 и 9, скорость ответов упала ровно вдвое, а количество ошибок достигло половины. И даже в этих случаях реакция на препятствие замедлялась на 0,15—0,2 с. Все результаты получены с использованием наушников с закреплённым на них микрофоном или с системой громкой связи. Прижатый к уху телефон давал в каждом случае замедление реакции ещё на 0,1 с (1,67 м при скорости 60 км/ч).

А теперь решайте сами, разговаривать по телефону во время езды или лучше помолчать.

Кстати, на телефонную болтовню сто`ит обратить внимание и пешеходам. По крайней мере тем, кто собирается переходить дорогу. Их реакция тоже замедлена, а внимание рассеяно ещё больше, чем у разговорчивых водителей.

И ещё несколько замечаний по поводу современных гаджетов, появившихся во множестве автомобилей. Прежде всего, это навигаторы и видеорегистраторы. Польза и тех и других несомненна. С хорошим навигатором заблудиться невозможно даже в незнакомой стране, а данные, зафиксированные видеорегистратором, помогают разобраться в причинах аварии и не только определить её виновника, но и проанализировать причины происшествия. Вот только внимание водителя они отвлекают ничуть не меньше, чем телефон. За одну-две секунды, которые водитель тратит на восприятие информации с экрана навигатора, дорожная обстановка может существенно измениться. Нам уже известны случаи, когда именно потеря контроля над дорогой на две секунды приводила к попутному столкновению машин: ехавший впереди водитель резко затормозил, а задний в это время изучал карту и не увидел загоревшиеся стоп-сигналы передней машины. Заметим, что практически все автонавигаторы и видеорегистраторы могут работать в режиме погашенного экрана. Пользуйтесь этой функцией, не рискуйте понапрасну.

Автомобиль не зря считается средством повышенной опасности. Это мощное, скоростное, тяжёлое устройство. Любая небрежность в обращении с ним грозит большими неприятностями.

Не забывайте о простых (а в большинстве случаев очень простых) правилах безопасности. Главное из них: никогда не делайте того, что может отвлечь вас от управления автомобилем.

Цифры и факты

● В 2010 году в Европе количество ДТП по вине пользователей мобильных телефонов превзошло количество ДТП, происходящих по вине пьяных водителей.

● По вине водителей, говоривших по мобильным телефонам во время движения, происходит 7 из 10 ДТП со смертельным исходом.

● Водители, разговаривающие по телефону за рулём, неверно оценивают дистанцию до идущего впереди автомобиля и интервал до попутных машин.

● По данным международной страховой компании Response Insurance, водитель хуже следит за дорогой, даже если он не разговаривает по мобильному телефону, а просто держит его в автомобиле.

Статьи по теме

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки