Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Про пироги с почками да про насадки с бочками

Наталья Карпушина.

Искусство измерять

А. М. Васнецов. Новгородский торг. 1909 год.
М. К. Клодт. На пашне. 1872 год.
Старинный безмен. На стержень нанесена шкала из точек, обозначающих вес в фунтах.
В. Стожаров. Квас. 1972 год.
Б. М. Кустодиев. Купец-сундучник. 1923 год.

Русская метрология — наука непростая и нам малопонятная. Чем дальше назад удаляешься во времени, тем больше вопросов возникает. Наши предки, не обладая простой и универсальной системой мер вроде привычной ныне метрической, для одних только бытовых нужд придумали множество единиц измерения и счёта. Большинство из них давно вы-

шло из употребления, но сохранилось в старых документах, фольклоре и литературе, в учебниках и задачниках. Для некоторых мер значения и происхождение названий не установлены до сих пор. Примечательно, что они часто совпадают с названиями знакомых предметов (половник, лукошко, пирог... — так в народе некогда именовали меры объёма и веса), но с самими предметами никак не связаны в отличие, например, от меры, названной «ведро».

Порой отдельные слова и фразы звучат непонятно и даже загадочно. Как понимать поговорку «В нашей дести листов по двести» ? Что за десть такая и что за листы? А попробуйте объяснить, о чём говорится в задаче: «Я купил 5 гроссов стальных перьев и роздал их 36 ученикам. Сколько перьев получил каждый?» Вот и приходится обращаться к истории вопроса. Особый интерес вызывают редкие, а то и вовсе диковинные меры и единицы счёта.

Винные и хлебные мерки

С конца XV века в документах встречаются три основные меры жидкостей (винные меры) — ведро, бочка и новгородская насадка. Первые две известны с древности и использовались повсеместно до введения метрической системы мер (мы до сих пор прибегаем к ним, например отмеряем вёдрами воду для полива грядок). За многие столетия значения этих мер, как и соотношения между ними, не раз изменялись. Куда реже в разных источниках упоминается насадка — единица объёма для таких напитков, как вино, пиво, квас и мёд. Из-за недостатка сведений установить даже примерное значение каждой меры для того времени невозможно. Зато удалось определить, как эти меры были связаны друг с другом.

Из книг новгородских писцов известно, что 1 бочка и 20 вёдер пива уравнивались с тремя бочками пива, а 19 бочек, 1 насадка и 15,5 ведра — с двадцатью бочками и восемью вёдрами. Сколько насадок умещалось в бочке и сколько вёдер было в насадке? Давайте подсчитаем:

1 бочка + 20 вёдер = 3 бочки, значит, 1 бочка = 10 вёдер;

19 бочек + 1 насадка + 15,5 ведра = 20 бочек + 8 вёдер, откуда 1 насадка = 2,5 ведра, 1 бочка = 4 насадки.

Иногда насадку выражали в кружках. Как мера объёма кружка вошла в обиход в XVI столетии и составляла в то время двенадцатую часть ведра, поэтому 1 насадка = 30 кружек.

Для сыпучих веществ — зерна, крупы, муки — применялись свои единицы измерения — хлебные меры, из которых основной и самой древней были кадь и её доли, в частности половина — половник. По оценкам историков, в XII—XVI веках кадь вмещала 14 пудов ржи, или 229,32 кг*. В отдельных княжествах использовались также местные меры, например, в Новгороде это была коробья (полкади), а в Пскове — зобница (две трети кади). Из «народных» мер того времени упомянем лукошко — 16 кг ржи. Интересно, что из всех местных мер хлебные оказались наиболее живучими. До конца XVII столетия ими пользовались в быту наряду с общегосударственными мерами (первые из них были узаконены ещё в середине XVI века при Иване Грозном).

Cколько вешать в граммах?

В «Хожении за три моря», описывающем путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию в ХV веке, говорится: «В Райчуре же родятся алмазы старой копи и новой копи. Алмаз продают по пять рублей почка, а очень хорошего — по десять рублей». Очевидно, речь идёт о мелкой мере веса — почке. Так и есть, ею пользовались при взвешивании драгоценных камней, а также монет при чеканке. Но насколько мала эта мера?

На основе сведений из «Торговой книги» (сборника записей купцов о различных торговых и финансовых операциях) XVI века было установлено, что почка равнялась двадцать пятой части золотника — того самого, о котором говорят: «Мал, да дорог». В золотнике примерно 4,27 г, значит, в почке всего 0,17 г. Однако в русской метрологии встречается и совсем уж крошечная единица веса — пирог, равная четверти почки, или около 43 мг. Эта мера веса почти вышла из употребления к концу XV столетия, но изредка упоминается и в более поздних источниках.

Кстати, о золотнике. Древняя мера веса с таким названием появилась благодаря одноимённой золотой монете, которая использовалась как гирька. На золотники в торговой лавке покупали небольшие порции товара вроде чая или специй. Часто эта мера встречается в рецептах поваренных книг. Помнится, бабушка из повести Максима Горького «Детство» советовала хозяйкам, как правильно готовить настоящий квас: напиток «нужно обидеть, чтобы ядрён был, разъярился; квас сладкого не любит, так вы его изюмцем заправьте, а то сахару бросьте, золотник на ведро». Однако ж чайной ложки сахара на 12 л напитка маловато будет!

Наконец, упомянем ещё одну старинную торговую единицу веса со знакомым названием «безмен». Она использовалась в XV—XVII веках и равнялась шестнадцатой части пуда —примерно 1 кг. Безменом называли и простейшие рычажные весы, о которых идёт речь в загадке «Сам худ, а голова с пуд ». А ведь точно подмечено! Безмен представлял собой металлический стержень со шкалой, утолщением (в роли гири) на одном конце, крюком для товара на другом и петлёй посередине (на фото отсутствует). При взвешивании петлю держали за верхний конец, а нижний передвигали по стержню до тех пор, пока система не уравновешивалась. Сама мера давно забыта, а вот весами-безменом мы пользуемся до сих пор.

Четыре четверти

История русской метрологии знает четыре меры с одним и тем же названием — «четверть». Самая древняя из них — хлебная мера, равная четвёртой части кади. В XVII веке, когда кадь вышла из употребления, четверть стала самой крупной мерой сыпучих тел. Её значение не раз изменялось и с XVIII века оценивалось в 8 пудов, или 210 л зерна. В этом качестве четверть часто упоминается в сочинениях русских классиков. Так, барин Иудушка Головлёв из романа М. Е. Щедрина «Господа Головлёвы» хочет получить с мужика Фомы четверть ржи взамен одолженных ему трёх четвёртых этой меры.

Три столетия была в употреблении ещё одна четверть — мера земельной площади, известная с конца XV века. Считается, что название досталось ей от хлебной меры: на участок такой площади высевали как раз четверть кади ржи. Четверть равнялась половине десятины и представляла собой прямоугольный участок земли размером 40 х 30 саженей**, или около 85,3 х 64 м (за основу берём наиболее распространённую казённую десятину), то есть в ней было примерно 5460 м2.

Следующая четверть — единица длины. В XVI веке она пришла на смену древнерусской пяди и в официальной системе мер длины равнялась четвёртой части аршина***. В этом качестве четверть просуществовала до введения в стране метрической системы мер. Точное её значение — 17,78 см.

Четвертью называли также известную с XVII века единицу объёма жидкостей, равную четвёртой части ведра, или примерно 3 л. Этой мерой пользовались при продаже спиртных напитков и семенных масел. В быту четвертью именовали также трёхлитровую стеклянную посуду (обычно бутыль). В одном из фельетонов М. А. Булгаков написал: «В полдень Сидоровна нахально не долила на три пальца четверть Василию Ивановичу». Здесь речь идёт не только о бутыли, но и об оценке объёма её содержимого. Примечательно, что герой измеряет высоту жидкости в сосуде при помощи пальца — чисто бытовой мерки (около 2 см), популярной по сей день.

Оказывается, собственная четверть была даже среди мер веса. Это так называемая вощаная четверть, равная 12 пудам. Ею пользовались торговцы при взвешивании воска. Однако просуществовала эта мера недолго.

Грузите чай цыбиками. А сало — бочками!

Многие товары традиционно продавались поштучно или на вес. Между тем в торговле, производстве и быту употребляли особые мерные и счётные единицы. Сначала познакомимся поближе с первыми. Их можно соотнести с известными мерами длины, объёма или веса. Так, дрова отмеряли погонными саженями — поленницами длиной и вышиной в сажень (ширина была разной и зависела от количества дров в одном ряду). В наше время пользуются аналогом этой мерки — погонным метром, например при покупке строительных материалов. Ткани иностранного производства в старину продавали поставами, половинками и косяками. Скажем, длина постава (цельного куска холста, снятого с ткацкого стана) могла составлять от 20 до 40 аршин. Роль мерок играли отрезы. Тогда так и говорили: «Я купил отрез на костюм».

В оптовой торговле для отдельных товаров использовали различные «упаковочные меры». Так, сало поставляли сальными мерными бочками, хмель — кипами, а чай — цыбиками. Причём наряду с их количеством указывали соответствующий вес или объём, которые, вообще говоря, варьировались для каждой мерки. Например, вес цыбика

— ящика рассыпного чая — обычно оценивался в 40—80 фунтов****. Позже цыбиком стали называть также пачку чая определённого веса. А вот дешёвый кирпичный чай традиционно поставляли в виде спрессованных плиток весом около трёх фунтов каждая, пакуя их в ящики в несколько слоёв.

В литературе часто встречаются устаревшие слова: четверик, пятерик, шестерик, семерик, восьмерик. О чём идёт речь, не всегда понятно даже из контекста. Так вот эти слова могут обозначать меру: четверик овса — восьмая часть «хлебной» четверти (эта мера официальная); пятерик муки — 5 пудов размолотого зерна. Или же выступать в роли счётной единицы для группы из нескольких одинаковых предметов: шестерик — пачка из шести свечей общим весом один фунт; семерик — верёвка, сплетённая из семи прядей, и т.п.

Что общего у гнезда и коромысла?

История счётных единиц, известных в русской метрологии, не менее богата и интересна, чем история мер и весов. Вспомним хотя бы древний счёт мехов сороками: шкурки соболя и куницы продавали связками по 40 штук. Издавна в русском народе был известен счёт парами, некоторые из которых даже имели собственное название (слово «пара», заимствование из польского языка, вошло в употребление только в конце XVII века). Например, юфтью именовали две четверти хлеба — по одной четверти ржи и овса; пару жерновов на мельнице; пару выделанных кож одного сорта. При производстве и продаже юфтями считали кожаные рукавицы (голицы) и шапки. Фраза «Купили на базаре пол третья юфти женских шапок» означала, что головных уборов приобрели 2,5 пары, или 5 штук.

В быту была распространена такая единица счёта по два, как гнездо. Гнёздами, то есть по два, считали домашнюю живность — гусей, свиней, баранов; различные изделия и предметы обихода — горшки, стёкла, дверные петли; одежду — рубахи с портами. А вот сапоги и лапти было принято считать обувями. Так, в записи из торговой книги «Привезли из Вологды 50 обувей сапогов» говорится о 50 парах сапог.

Как вы думаете, а что продавали коромыслами? Верно, деревянные вёдра. Оказывается, их тоже считали по два. Интересно, что эта «парность» отражена во всех русских загадках о вёдрах и о коромысле, на котором их носили. Даже в быту говорили: «Принесла девушка коромысло воды», имея в виду два ведра.

Многие товары, например зеркала, замки, столовые приборы, продавали дюжинами — наборами по 12 штук (само это слово попало в русский язык из французского в первой половине XVII века). А вспомните дюжины колод карт, о которых не раз говорят герои комедии Гоголя «Игроки», или дюжины стульев из гарнитуров мадам Петуховой и генеральши Поповой, описанные в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Счёт дюжинами удобен и практичен: он облегчает вычисления, связанные с делением нацело, и позволяет увеличить число способов упаковки товара.

Производные от дюжины единицы счёта: гросс — 12 дюжин (144 штуки) и масса — 12 гроссов (1728 штук).

Их использовали при продаже мелких галантерейных и канцелярских предметов вроде пуговиц и перьев для письма. А вот бумагу считали дестями и стопами. В первой было две дюжины листов (24 листа), во второй — 20 дестей (480 листов). И сразу становится ясно, о чём сказал поэт Б. Пастернак: «Графлённая в линейку десть!» Конечно, о тетради в 24 листа. Ну что, теперь вы сможете объяснить смысл поговорки «В нашей дести листов по двести »? А решить в уме задачу про стальные перья?

Комментарии к статье

* 1 пуд = 16,38 кг.

** 1 сажень ~ 2,13 м.

*** 1 аршин = 71,12 см.

**** 1 фунт = 409,5 г.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки