Тропою Франсиско Де Орельяны

Кандидат биологических наук Александр Волков. Фото автора.

Полвека спустя после того, как каравеллы Колумба отдали якоря у берегов Нового Света, небольшая группа испанских конкистадоров во главе с Франсиско де Орельяной невольно совершила одно из важнейших открытий на южноамериканском континенте и нанесла на карту ещё неведомую в Европе Амазонку. И хотя за минувшие столетия на Земле почти не осталось не тронутых цивилизацией островков, Амазония всё ещё хранит свои тайны.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Такими видятся огнедышащие горы Анд из джунглей на закате. Индейцы-ваорани преклоняются перед этой красотой.
Нефтедобывающие комплексы строятся вплотную к охраняемой территории — их разделяет только река.
Приток Напо — заповедная река Ясуни.
Амуниция воина-ваорани состоит всего из четырёх предметов: духового ружья; колчана из бамбука с ядовитыми иглами; плода дерева с природной ватой, используемой для плотной вставки иглы в ружьё, и верёвки из лианы для поддержки гениталий.
Ваорани готовит лиану, надеваемую на ноги для быстрого лазания по деревьям.
Каждый вид растения используется для своих целей. Тонкую прочную лиану легко отличить от аналогичных по запаху.
Индеец-ваорани делает сумку из листа пальмы. Такая корзинка легко выдерживает вес в 25 кг.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наши проводники-кечуа: Сандро (слева) и Рауль. Без мачете просто невозможно пройти на лодке по мелким протокам.
Встреча цивилизаций — моё первое знакомство с ваорани.
Сине-жёлтый ара (Ara ararana). Самец и самка окрашены одинаково. Пару образует один раз и на всю жизнь. И всегда использует одно и то же место для ночлега.
Мужчина племени ваорани влезает на дерево, чтобы показать стрельбу из духового ружья.
Страстоцвет, или пассифлора (Passiflora manicata), вечнозелёная лиана до 4 м длиной. Плоды токсичны, вызывают галлюцинации.
Представительница кечуа Амазонии.

Команда экстремальных путешественников, поддерживаемая журналом «Наука и жизнь», решила повторить путь известного искателя приключений, пройти по реке Напо — от её истоков, зарождающихся от ледников одного из высочайших действующих вулканов Котопакси (высота 5898 м над уровнем моря), до устья, скрытого в сердце бескрайнего зелёного моря. Пройти, чтобы увидеть и рассказать читателю об удивительном растительном и животном мире, о коренных народах и о проблемах богатейшего края планеты.

Экспедиция состоялась в апреле—мае 2012 года и затронула территории четырёх стран региона: Колумбии, Эквадора, Перу и Бразилии.

Народ ваоранú

Амазонская сельва — огромное море, зелёным прибоем бьющее в Анды. Сутки пути на восток от Тихого океана, через дрожащие земли эквадорской аллеи вулканов, — и взору открывается тропический лес, сплошной кроной уходящий к самому горизонту.

Именно здесь, на широте экватора, 470 лет назад отряд испанских конкистадоров, руководимый Гонзало Писарро, в поисках мифической страны золота и несметных богатств Эльдорадо вышел к огромной реке (впоследствии её назвали Напо). Испытывая острую нужду в продовольствии, конкистадоры выслали небольшой отряд во главе с Франсиско де Орельяной вниз по реке на наскоро построенной лодке. Так началось грандиозное историческое путешествие, открывшее миру величайшую реку планеты — Амазонку.

Что двигало людьми? Любовь к золоту? Желание побыстрее покинуть эти края? Или неуёмная жажда приключений? Нам неведомо. Известно лишь, что драгоценностей Орельяна с товарищами так и не отыскали. А между тем реальное богатство Амазонии не скрыто глубоко под землёй и не покоится под покровом пышной сельвы в золотых слитках. Франсиско наблюдал его каждый день, но вряд ли понимал истинную ценность — ценность окружающего его леса.

Область сельвы, по которой течёт Напо — один из крупных притоков Амазонки, — естественный водный резервуар, питающий величайшее биологическое разнообразие на планете и дававший на протяжении миллионов лет приют несчётному числу видов растений и животных. Каждый десятый вид, известный современной науке, — родом отсюда. И именно отсюда экваториальная растительность начала заселять Амазонию после окончания последнего ледникового периода. И именно здесь до сих пор обитают группы индейцев, не имеющие контактов с цивилизацией.

Судьба удивительным образом хранит этот регион от вмешательства цивилизации. Первое появление здесь европейцев повлекло за собой массовую гибель коренного населения, столкнувшегося с новыми для них болезнями, привезёнными из Старого Света. Сами же завоеватели гибли от непривычного климата и от всяческих лихорадок. Даже каучуковый бум конца XIX века привёл лишь к относительному заселению берегов крупных рек. А последовавшие территориальные споры между Перу, Колумбией, Эквадором и вовсе отсрочили освоение этой территории вплоть до нового тысячелетия.

Странно, но возможность легально повторить путь первооткрывателя Амазонки у любителей путешествий появилась лишь несколько лет назад, когда открыли пограничный переход между Эквадором и Перу на реке Напо. И мы этим воспользовались. Наш путь по реке прошёл от городка Кока — центра эквадорской провинции Орельяна — до пограничного Нуэво-Рокафуэрте, через перуанский посёлочек Санта-Клотильда и далее в город Икитос, расположенный уже на самой реке Амазонке.

Достаточно четырёх дней, чтобы на моторной лодке преодолеть этот маршрут. Но много ли увидишь, безвылазно наблюдая за проплывающими мимо берегами? И мы закладываем вдвое больше времени на плавание по Дороборо — «Большой воде», так коренные индейцы племени ваорани зовут реку Напо.

«Манани приветствует тебя на земле ваорани» — с этих слов началось моё знакомство с представителем ваорани ещё пять лет назад. На самом деле его зовут не Манани, но произнести имя правильно я не сумел: щебетать по-птичьи в детстве не научили. Вао-тереро — изолированный язык, и выучить его достаточно сложно. Впрочем, слова нам были почти не нужны. Жесты куда как понятней! Разве что пара слов так и врезалась в память: «гуапони», глобальный смысл которого — всё положительное, согласие, радость, и «вао», что означает конечно же «человек».

Ваорани — уникальное племя Homo sapi-ens, на протяжении веков всячески препятствующее проникновению на свою территорию людей извне — будь то соседние индейские группы или метисы-колонисты. Мир узнал о ваорани лишь в начале пятидесятых годов прошлого века, когда разные секты американской евангелической церкви вплотную занялись миссионерской деятельностью в джунглях Амазонии, пытаясь добраться до индейцев, ещё оставшихся свободными.

Исторически ваорани были разделены на четыре основные группы: гуикитари, пиемори, вайваири и вепеири. Раскинутые по огромной территории, они занимались охотой, собирательством и примитивным сельским хозяйством. Клановая организация представляла собой сообщество индейцев, находящихся в различной степени родства, имевших с союзные отношения с близкими кланами и воевавших с отдалёнными. Обычно каждый клан ваорани имел стабильное поселение, и только в случае войны народ мигрировал на новое место.

В момент первого контакта с миссионерами ваорани находились в состоянии внутриплеменной войны. По одной из версий, борьбу между кланами и их перемещение вызвало проникновение на исконную территорию первых ковори — так индейцы называют всех не-ваорани. Ковори (cowori) на языке ваорани значит «людоед». Позже столкновения то со сборщиками каучука, то с поселенцами индейцев-кечуа, а также с разведывательными отрядами нефтяных компаний сыграли ключевую роль в усилении межплеменных конфликтов.

В 1956 году группа евангелистов, действующих в эквадорской Амазонии, опираясь на структуры, оставленные нефтяной компанией Shell (она вела здесь геологоразведочные работы с 1939 по 1952 год), решилась пойти на контакт с аука — так горные индейцы-кечуа называют ваорани (аука означает «враг»).

Три миссионера (по другим данным — пять) высадились близ местечка Playa de las Palmas (Пальмовый пляж) и тут же были убиты копьями ваорани. Спустя два года жёны погибших миссионеров и одна из монахинь — Рейчел (Rachel Saint), чей брат был в числе убитых миссионеров, с трудом, но всё же сумели установить дружеский контакт с племенем. Рейчел приютила женщину ваорани по имени Дайума, которая из-за конфликта вынуждена была покинуть племя. Благодаря ей Рейчел выучила язык ваорани и при помощи той же Дайумы связалась с кланом гуикитари, разорённым войной.

С 1958-го по начало 1970-х годов Рейчел удалось объединить большую часть кланов и привести около 500 человек в низменность Тивено. А в 1969 году Эквадорский институт аграрной реформы и колонизации (IERAC) предоставил этим землям, площадью в 16 000 гектаров, статус заповедника.

«Не убивай, имей только одну женщину и питайся цивилизованной пищей» — таковы были базовые правила жизни в миссии. Монахи открыли школу, провели перепись населения и, конечно, занялись его обращением в христианство. В Тивено самолёты еженедельно доставляли продукты питания, одежду, медикаменты и предметы первой необходимости (от горшков и топоров до гребешков и ламп).

Вскоре, однако, нефтяные компании Texaco и Cepe начали разведку нефти на территории обитания ваорани. Они проложили 112-километровую трассу до городка Кока (дорога так и стала называться — Ayca Road), разрезав тем самым коренные земли народа на две части (ещё не все кланы ваорани были приведены в низменность Тивено). И в начале 70-х годов прошлого века произошли столкновения между нефтяниками и ваорани, нападавшими на лагеря, убивавшими сотрудников компаний и вообще всячески мешавшими работе геологоразведки. Компании в ответ стали вооружать своих сотрудников и наняли коренных кечуа, которые якобы лучше ориентировались в лесу. Использовали и соперничество между этническими группами ваорани и поселенцами кечуа, живущими вдоль берегов реки Напо.

Так или иначе, а нефтяные компании всерьёз задумались о снижении численности ваорани в нефтеносных районах, в том числе с помощью перемещения их в места более компактного проживания. Единственной альтернативой военному решению вопроса оставалась миссионерская деятельность. Если вначале евангелисты действовали в одиночку, то теперь, с проникновением нефтяных компаний в глубь земель ваорани, их интересы совпали. И миссионеры, получив средства от нефтяников, начали перемещать ваорани в места компактного проживания — вроде низменности Тивено.

К 1975 году около 90% всех ваорани были переселены. И тем не менее контроль миссионеров над ними не стал полным — часть свободных аука продолжали нападать на нефтяников. Именно из этих воинственных представителей ваорани вождь Тара сформировал группу тагаери, отказавшуюся от благ цивилизации и ушедшую в ещё не тронутую часть леса.

Сегодня ваорани имеют право на закреплённую за коренным населением резервацию. Её площадь (примерно 6125,6 км2) частично пересекается с территорией Национального парка Ясуни, что, во всяком случае теоретически, гарантирует природной среде неприкосновенность. Помимо этого правительство Эквадора создало в пределах парка от реки Нашино на севере до реки Курарай на юге запретную зону, стремясь снизить вероятность контактов населения страны с неконтактными племенами тагаери и тароменане.

Целый день мы идём по притоку Напо — реке Ясуни. И ночлег под гигантской сейбой погружает сознание в кричащий мир джунглей с особенной быстротой. Непривычные запахи и звуки становятся чем-то обыденным лишь когда удаётся полностью сосредоточиться на каком-нибудь деле, например на приготовлении ужина или постановке палатки.

Сандро — наш кечуанский гид-проводник, — не отрываясь от чистки картошки, спокойно замечает:

— Мы остановились на территории тагаери. Отсюда до реки Нушиньо — каких-то пять километров.

Звуки джунглей мгновенно вернулись — даже в ушах зазвенело.

— Ну и каковы наши шансы?

— Шансы их увидеть или остаться в живых? — Сандро ухмыльнулся и продолжил: — Тагаери сейчас не такие, как раньше. Они стали умнее. Туристов не трогают — только следят. Если ты не рубишь лес и не гробишь рыбу динамитом, зачем тебя трогать?

Тагаери — то же, что дикие аука, или «красные ноги». Говорят, их осталось не более 30 человек и молодое поколение уже не так рьяно придерживается образа жизни предков. Периодически молодёжь выходит в деревни оседлых ваорани, где ведёт натуральный обмен.

Есть предположение, что тагаери вынужденно идут на контакт с соотечественниками из-за притеснений со стороны тароменане — народа, который пришёл на земли ваорани со стороны соседнего Перу. Их всего 200—300 человек. Коренастые, с короткими ногами и светлой кожей, они очень мобильны и скрытны. По одной из гипотез, тароменане — группа ваорани, отделившаяся от остального народа в начале XX века, когда большинство его кланов покинули свои традиционные территории на границе с Перу, чтобы пройти в верховья рек Ясуни и Типутини и занять территорию индейцев запара. Эти индейцы исчезли в результате деятельности сборщиков каучука, рабства и занесённых болезней.

Согласно этой гипотезе, тароменане не ушли на север, а остались в пределах прежних границ. Последующая относительная изолированность от других кланов ваорани привела и к изменениям в языке, и к отличиям в материальной культуре. Однако со временем тароменане (вероятно, под давлением перуанских нефтяных компаний) были вынуждены мигрировать к северу, где столкнулись с племенем тагаери. И в настоящее время происходит постепенная ассимиляция последних.

Ваорани же считают, что тароменане заняли территорию их предков. А случилось это просто. Вторжение цивилизации в быт и жизненный уклад ваорани привело к тому, что они сконцентрировались в посёлках по берегам крупных рек, «освободив» тем самым обширные территории экваториального леса. И этим, разумеется, не преминули воспользоваться доселе никому неведомые тароменане.

— А ты сам-то их видел? — спросил я Сандро.

— Видел. Но больше желания увидеть нет: раны заживают не быстро, и шрамы потом остаются...

(Продолжение следует.)

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки