Кинофестиваль «Мир знаний» подвёл итоги

Юлия Смирнова.

Многие из тех, кому довелось учиться в школе в прошлом веке, наверняка помнят, что время от времени класс превращался в кинозал и вместо обычного урока шёл фильм, например, об основах теории относительности или о странностях элементарных частиц. А где сейчас можно посмотреть кино, которое рассказывает о науке? Пожалуй, только на фестивале.

Кадр из фильма «Охотники на дождевых червей».
Рэндалл Вуд — режиссёр, автор сценария и оператор фильма «Охотники на дождевых червей».
Кадр из фильма «Этот правый, левый мир. Сорок лет спустя».
Кадр из фильма «Нанореволюция. Расширяя возможности человека».
Кадр из фильма «Жизненная сила. Новая Зеландия».
Кадр из фильма «Отпрыски пепла».
Кадр из фильма «Шестое чувство Людвига Фаддеева».

В октябре 2012 года в Санкт-Петербурге прошёл 7-й кинофестиваль научно-популярного и просветительского кино «Мир знаний». В конкурсную программу вошли 22 картины из 11 стран, снятые в 2010—2012 годах и пока не вышедшие в широкий кинопрокат.

Почему в Новой Зеландии птицы не летают, зато летают млекопитающие? Почему пернатые здесь ведут ночной образ жизни, если им не нужно скрываться от крупных хищников? Почему яйцо птицы киви весит до одной четверти от массы самки? Поиску ответов на эти и другие вопросы посвящён фильм новозеландского режиссёра Бранта Бэкланда «Жизненная сила. Новая Зеландия», показом которого открылась конкурсная программа фестиваля. Зрители, затаив дыхание, наблюдали за ходом почти детективного расследования, стремясь вместе с геологами и палеонтологами понять, как сформировался уникальный животный мир архипелага. Этот фильм удостоен диплома за творческий подход к изображению процесса эволюции.

Конкурсная программа фестиваля была очень разнообразной, но в выборе фильма-победителя жюри проявило полное единодушие. Гран-при имени Сергея Капицы получил австралийский фильм «Охотники на дождевых червей».

Специалистов по червям режиссёру Рэндаллу Вуду пришлось разыскивать в течение нескольких лет на специализированных конференциях. В итоге героями фильма стали пятеро учёных из разных стран. Они не жалеют на поиски сил, времени, а порой и здоровья, ведь самая большая радость, которая доступна учёному-систематику, — открыть новый, неизвестный до этого вид живых организмов. Разыскивая редкого голубого червя в горах Никарагуа, англичанка Эмма Шерлок серьёзно повредила позвоночник, но всё-таки открыла свой первый новый вид. Доктор Джордж Браун отправился в Амазонию за самым длинным червём в мире, а в аквариуме эстонца Тармо Тимма живёт червь, которому уже 48 лет. Дождевых червей ищут даже с экскаваторами! Данута Плиско, 80-летняя исследовательница из Южной Африки, не обращает внимания на бродящего поблизости носорога, так она увлечена работой. А потомственный специалист по червям Виктор Поп больше всего боится не успеть передать своей дочери все те знания, которые унаследовал от отца.

«Я снимаю свои фильмы, чтобы показать, какое это приключение — быть учёным», — сказал Рэндалл Вуд. Он объяснил, что решил снять фильм о червях, поскольку вырос на ферме и с детства видел ту огромную работу, которую проделывают маленькие подземные труженики. Поэтому и взял на себя миссию донести до зрителей всю важность существования дождевых червей. Что интересно, в документальное кино Вуд пришёл из консерватории. Но увлечение наукой через кино оказалось сильнее интереса к музыке. Австралийская лента помимо Гран-при отмечена ещё и призом имени Саввы Кулиша, за творческий поиск.

За лучшую режиссёрскую работу приз получил французский фильм «Суперпаук». Как и дождевые черви, пауки не пользуются у людей большой любовью, однако если познакомиться с ними поближе, хотя бы и посредством кинематографа, то неприятие наверняка сменится уважением.

Приз за лучшую операторскую работу также уехал во Францию, к создателям ленты «Отпрыски пепла», в котором рассказано о животных, приспособившихся к существованию на безжизненных склонах вулканов, покрытых толстым слоем горячего пепла.

Специальный приз жюри за образное решение актуальной научной проблемы отдан ещё одному французскому фильму — «Нанореволюция. Расширяя возможности человека». Авторы фильма не только рассказывают о новых методах диагностики и лечения болезней, но и пытаются предугадать социальные проблемы, которые могут возникнуть с внедрением нанотехнологий в жизнь.

Российской картине «Оживший камень» Сергея Попова и Ольги Подольской присуждён приз за лучший сценарий. Фильм рассказывает об уникальных памятниках первобытной культуры племён и народов, живших на территории современного Cеверо-Запада России в V—III тысячелетиях до н.э., о наскальных рисунках-петроглифах, найденных на берегах Онежского озера и Белого моря.

Рассказывать о науке языком кино — не просто, и особенно если эта наука — математика. Фильм Людмилы Никитиной «Шестое чувство Людвига Фаддеева» удостоен диплома жюри «За смелый выбор математика в качестве главного героя», а сам герой, академик Людвиг Дмитриевич Фаддеев, получил специальный приз Гильдии киноведов и кинокритиков России и подписку на журнал «Наука и жизнь».

Диплом жюри за мастерство и мужество операторов присуждён немецкой ленте «Амазонка. Лес будущего». Это фильм о том, как буквально на наших глазах под жужжание бензопил уничтожаются амазонские леса — «зелёные лёгкие» планеты.

Фестиваль, главным организатором которого выступает киностудия «Леннаучфильм», стал праздником познавательного кино.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки