Человек, мир и Бог в автопортретах художников Ренессанса

Кандидат искусствоведения Максим Костыря.

(Окончание. Начало см. «Наука и жизнь» № 12, 2012 г.)

Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну. Около 1435—1440. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

В странах к северу от Альп искусство XV—XVI веков называют Северным Возрождением. В отличие от итальянского искусства, стремившегося возродить традиции античного прошлого и возвеличить человека, искусство Северной Европы сохраняло тесные связи с мировоззрением Средневековья и рассказывало не столько о самом человеке, сколько о его отношениях с Богом и миром. Это отразилось и в автопортретах мастеров двух ведущих школ этого региона — нидерландской и немецкой.

Житель Брюсселя Рогир ван дер Вейден (ок. 1399/1400—1464) в алтарной картине «Святой Лука, рисующий Богоматерь» (ок. 1435—1440, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), как полагают, представил себя в образе апостола Луки. Этот святой считался небесным покровителем художников, которые называли его именем свои гильдии. Согласно легенде, Cвятой Лука однажды решил написать Деву Марию с Младенцем, но это ему долго не удавалось. После горячей молитвы апостола Мадонна сама явилась ему и оставалась рядом до тех пор, пока портрет не был окончен. «Перевоплотившись» в святого Луку, Рогир сумел не только передать чувство благоговейного преклонения перед Богоматерью и Младенцем, но и психологически точно воссоздать сосредоточенное состояние художника во время творческого процесса...

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки