Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

О ЯЗЫЧЕСТВЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

М. ФЕДОРОВА (10 "А" класс школы № 47, г. Омск).

В журнале "Наука и жизнь", №№ 3-5 за 2004 год, были опубликованы работы победителей конкурса "Школа" на лучшую научно-популярную статью. В настоящем номере представляем статью десятиклассницы из Омска Марии Федоровой.

Гамаюн - птица вещая, говорун. Она считалась райской птицей, посланницей богов, напевшей людям Книгу песен. Картина В. М. Васнецова. 1898 год.
Перун - славянский бог грозы и войны. В христианстве превратился в Илью-пророка. Рисунок М. Преснякова и А. Асова из книги: А. Асов "Златая цепь. Мифы и легенды древних славян". - М., Наука и религия, 1998.
Даждьбог - один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, прародитель русского народа. Рисунок М. Преснякова и А. Асова из книги: А. Асов "Златая цепь. Мифы и легенды древних славян". - М., Наука и религия, 1998.

- Птица вещая, птица мудрая,
много знаешь ты, много ведаешь...
Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам...
Отчего зачался весь белый свет?... < >
- Ничего не скрою, что ведаю...

"Песни птицы Гамаюн". Клубок первый.

Во все времена людей интересовал вопрос о происхождении жизни. Мифы о рождении мира, деяниях богов создавали все народы планеты. Сейчас школьники, изучая мифы разных народов, воспринимают их как сказку, а то и вообще никак не воспринимают. Но чем же были эти "сказки" для наших предков и стоит ли относиться к ним так легкомысленно?

Мне хотелось бы вспомнить отечественный вариант - мифы древних славян. 988 год стал во многом решающим для судьбы будущего русского государства. Приняв христианство, восточные славяне встали на равные позиции в отношении религии с ведущими мировыми державами того времени. Естественно, что Крещение Руси было политическим, непопулярным в народе шагом. Простые люди не хотели принимать новшества и долго оставались верными своим богам. Правда, церковные источники говорят об обратном. Однако если бы русские сразу полностью отказались от старой веры, то не возникло бы такого явления, как двоеверие. Ведь приняв новых богов, а точнее бога, русские оставили себе элементы прошлой веры, превратив их в якобы христианские праздники (например, праздник сжигания чучела языческой богини увядания Морены - Масленица, отмечаемая в России и по сей день). И если об одной стороне медали - христианстве - мы знаем предостаточно, то о другой - язычестве - практически ничего. А между тем в языческих мифах - вера и мировоззрение наших предков. Что же такое язычество восточных славян?

Основной источник современных знаний о язычестве - православная литература. Так, митрополит Макарий в XVI веке писал о язычниках: "Таковы же скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды , и озера. И проще говоря - всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили".

Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя. Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка. Он считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен во главе с языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом "волкодлак", то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.

Стоит остановиться немного подробнее на отношении славян к молнии. Неповиновавшаяся никому, появлявшаяся прямо с неба, настигавшая везде, молния считалась самым страшным наказанием богов. Выражение "Разрази тебя гром" дожило и до наших дней.

Главным языческим богом, вероятно, был Род. Он, подобно христианскому Богу-отцу и древнегреческому Зевсу, создал все живое на Земле. Из его лица произошло Солнце, из очей - звезды, из груди - месяц, из бровей - зори, из дум - ночь, из дыхания - ветры, из слез - дождь и снег, из голоса - гром и молния. Создал Род и богиню Ладу - покровительницу брака и материнства. За ними по степени важности следовали богиня плодородия Макошь (или Мокошь), бог грома и молнии Перун, бог солнца Даждьбог (или Дажьбог), бог огня Сварожичь, бог победы Свентовит, бог землепашества и домашнего скота Велес (позже превратившийся в православного святого Власия). "Низшим слоем" были всем известные сказочные духи - Баба-Яга, Леший, Кощей Бессмертный, Русалка, Кикимора и многие другие.

Здесь необходимо сделать отступление, чтобы сказать, что такое "Песни птицы Гамаюн" и какую роль они играли в мифологии восточных славян. Книга песен птицы Гамаюн представляет собой эпическое произведение, весьма схожее с мифами Древней Греции. В семнадцати клубках-главах подробно рассказывается о происхождении языческих богов, их жизни, приключениях. Обратимся к помощи Гамаюн, чтобы узнать о древних богах поподробнее.

"Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Он - отец богов, он и мать богов, он - рожден собой и родится вновь. Род - все боги, и вся поднебесная, он - что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится" - так говорит нам волшебная птица Гамаюн о Роде. По свидетельствам некоторых источников, верховным божеством был Сварог, но Гамаюн говорит о том, что Сварог, как и другие боги, рожден Родом. Некоторые ученые считают, что Макошь, Перун, Волос, Лада и Род - совершенно разные боги. Но есть и мнение, что Род включал всех остальных богов в себя, то есть у славян существовал монотеизм.

С Родом неразрывно связаны мать и дочь - рожаницы. Возможно, что это богиня брака Лада и ее дочь Леля, покровительница урожая. (Эти персонажи похожи на греческих богинь - Деметру и Персефону.) Праздники в их честь - Ляльник и зеленые святки - отмечаются весной и летом до сих пор.

"Низших" богов, а точнее - духов, можно условно поделить на две группы: духов "домашних", то есть живших в доме или на дворе, и духов, живших в потустороннем, сказочном мире. К первой группе относились такие "существа", как овинник и дворовой - духи двора и сельскохозяйственных построек соответственно. К ним же относился и довольно хорошо известный нам домовой. Об этом интересном персонаже стоит поговорить подробнее.

Домовой - до поры до времени вполне добродушное существо. Он редко показывается людям, но если это все-таки происходит, Домовой является в образе лохматого, с ног до головы обросшего шерстью, седобородого старичка. Живет маленький хозяин дома за печкой или в каком-нибудь другом темном теплом укрытии. Домовой в общем-то добрый по своей натуре, но может и наказать невнимательных жильцов. Для того чтобы задобрить старичка, следует оставлять ему что-нибудь вкусненькое на ночь, например молоко в блюдце. Если же относиться к нему неуважительно, можно поплатиться за это побитой посудой. Существует примета: если домовой коснулся кого-то из домочадцев мягкой, лохматой лапой, то это хороший знак; если же холодной, скользкой, то это сулит смерть или несчастье. Переезжая в новый дом, семейство забирает своего домового с собой.

К тому же разряду духов, что и домовой, относился леший - почитаемый хозяин леса. Если захочет, он может вывести заплутавшего путника. Но если его рассердить - заведет человека в чащу и там его погубит.

Дух воды славянам являлся в образе девушки-русалки. Русалками становились юные утопленницы. В летние ночи русалки выходили из своих подводных убежищ и качались на деревьях. Подобно греческим сиренам, они своим чарующим пением заманивали мужчин и уводили их на дно озера.

Стражем у входа в сказочный мир была Баба-Яга. В славянской мифологии это могущественная колдунья, повелевавшая зверями и птицами, уродливая тощая старуха, живущая в избушке на курьих ножках за забором из человеческих костей.

Завершают многочисленный ряд богов-духов оборотни и упыри. Оборотней в человеческом обличье распознавали по родимому пятну или пучку волчьей шерсти на теле. Они обладали колдовской силой - предвидели будущее и превращались в животных, обычно в волков. Упыри - это мертвецы, не нашедшие покоя в загробном мире. Считалось, что по ночам они ходили пить кровь живых людей, чаще всего своих родственников.

Храмовых святынь у язычников не было. Обряды в основном отправлялись дома или в овине. Место икон занимали небольшие изображения богов и духов-покровителей. Позднее в честь самых почитаемых богов стали строить святилища со статуями из камня и дерева и святым неугасимым огнем. Жертвоприношениями служили плоды, злаки, драгоценности. Живых существ приносили в жертву очень редко.

Верховным главой языческого культа считался князь; следующими по значимости были жрецы и волхвы (хранители священных знаний). В каждом племени существовали также ведуны и ведьмы, служившие темным силам.

О верованиях древних славян известно очень мало. Но так хочется узнать больше о простом, страшном и в то же время сказочном мире, где главный бог - Природа.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки