Трасса на материк

Евгений Константинов. Фото автора.

Восемьдесят лет назад, зимой 1932/33 года свой первый сезон открыла ставшая вскоре печально знаменитой Колымская трасса. Та первая неполная сотня километров автозимника, протянувшаяся до посёлка Палатка, лишь начинала будущий великий и скорбный земной путь из Магадана к золотым приискам, угольным шахтам и полиметаллическим рудникам верхней Колымы. Путь, проложенный каторжным трудом через отроги хребта Черского и Верхоянский хребет и в конце концов дотянутый до Якутска. Две тысячи километров через безлюдные пространства в одном из самых суровых по климату регионов планеты. Но эта дорога — больше чем просто дорога с историей. До сих пор это единственный путь по суше, соединяющий Колыму и Восточную Якутию со всей остальной Россией. Или, как здесь говорят, это трасса на материк.

На подступах к Верхоянскому хребту.

Варлам Шаламов, проведший в этих краях не по своей воле 16 лет, написал: «Две тысячи километров тянется, вьётся центральная колымская трасса — шоссе среди сопок, ущелий, столбики, рельсы, мосты... Рельсов на колымской трассе нет. Но все повторяли и повторяют здесь некрасовскую “Железную дорогу” — зачем сочинять стихи, когда есть вполне пригодный текст». И действительно, вспоминая историю этой стройки, сложно выразить впечатление точнее, чем сказал поэт...

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки