Этапы большого пути

В. А. Соколов, научный сотрудник Академии наук СССР.

12 апреля 1961 года советские люди вписали золотыми буквами в историю Земли: «Человек был в космосе».

Внутренний вид кабины космонавта корабля-спутника «Восток»: 1— пульт пилота; 2 — приборная доска с глобусом; 3 — телевизионная камера; 4 — иллюминатор с оптическим ориентатором; 5 — ручка управления ориентацией корабля; 6 — радиоприемник...
Первый космический полет мог совершить только человек, который, сознавая огромную ответственность поставленной перед ним задачи, сознательно и добровольно согласился отдать все свои силы и знания, а может быть, и жизнь...

Пройдут века, на смену одним эпохам придут другие, но никогда в истории человечества не померкнет слава этого дня. Внуки и правнуки будут завидовать нам, живым свидетелям грандиозной победы советского народа.

Свершилось то, о чем мечтали поколения людей, что предсказывал и над чем работал гениальный русский мыслитель, ученый и фантаст К. Э. Циолковский.

«Земля — колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Человечество не останется вечно «а Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Да, человек вырос, встал на ноги и теперь, оторвавшись от своей колыбели — Земли, сделал первый уверенный шаг в космос. Совсем скоро космические корабли будут бороздить бескрайние просторы вселенной, неся на своем борту отважных первооткрывателей новых миров, наших современников.

Все трудности проделанного пути можно по достоинству оценить лишь сейчас, когда космические полеты человека стали делом сегодняшнего дня. Теперь можно оглянуться назад и окинуть единым взглядом долгий и трудный путь, приведший к дню торжества разума над природой.

Человек учится летать...

С тех пор, как человек стал сознавать самого себя, его не покидало чувство зависти к птицам, которые парили высоко в небе, легко и свободно перемещаясь в любом направлении. Человек, могущественное существо, наделенное разумом, не мог с этим смириться. Он должен научиться летать!

Мечты древних о возможности свободного полета человека воплощаются в сказки, легенды, мифы. Вот Икар, сделав из перьев и воска крылья, поднимается в воздух и летит свободно, как птица. Герой погиб, слишком близко подлетев к Солнцу...

Шло время. Напряженно работала мысль. Человек, не давая себе покоя, создавал летательный аппарат, способный поднять его в воздух. Увлекаемый теплым дымом, поднимается первый воздушный шар Крякутного, а за ним десятки и сотни других.' Все увереннее и выше становятся эти полеты. Вот Александр Можайский совершает рейс на первом в мире самолете. Воздушный океан стал подчиняться человеку. Но непоседа-мечта опережала действительность. Не было еще аппаратов, способных поднять человека в верхние слои атмосферы, а в мечтах он уже летел к Луне, к планетам, к Солнцу.

Много загадок таили в себе и серебристые крапинки звезд в темном ночном небе. Человечество уже знало, что они похожи на наше дневное светило. Но ведь, может быть, тогда около них существует жизнь? Кто сможет ответить на этот вопрос? Только сам человек!

Начало XX века. Калуга. В тиши кабинета, заваленного книгами и чертежами, сидит ученый. «Шарам м самолетам для полета необходим воздух. Только опираясь на него, они могут летать. А как же быть в безвоздушном пространстве, там, в космосе?» — задает себе вопрос Константин Эдуардович Циолковский. И тут же четкими рядами Цифр и линий ложатся на бумагу его дерзновенные планы. Он знает, как можно достигнуть других миров, и верит, что это сбудется. «Ракета, только ракета... лишь она способна разорвать оковы земного притяжения и вынести человека в межпланетное пространство».

С тех пор перед человеком засияла грандиозная цель, ясная, четкая, но необычайно трудная в своем осуществлении.

В ответе одному из зарубежных корреспондентов Н. С. Хрущев сказал, что «человека в космос мы пошлем тогда, когда будут созданы необходимые технические условия». Что же подразумевалось под этими техническими условиями? Прежде всего это — создание мощных ракет, способных вынести кабину с космонавтом на орбиту. Далее нужно было выяснить и преодолеть трудности, связанные с самим пребыванием человека в космосе. И, что, пожалуй, самое важное, предстояло отыскать надежный способ возвращения космонавта целым и невредимым на Землю.

Ракета, только ракета...

Развитие ракетной техники насчитывает чуть ли не десятивековую историю. В прогрессе мирного ракетостроения особенно велика роль русских ученых, прежде всего Н. И. Кибальчича, И. В. Мещерского и К. Э. Циолковского. В самые трудные минуты жизни их не покидала мысль о полете человека в космос. Но даже и после работ этих ученых космос оставался далекой мечтой, о которой осмеливались заявить во весь голос лишь писатели-фантасты. Большинство же серьезных попыток создать мощную ракету, способную поднять значительный груз на большую высоту, оканчивалось неудачей. За работу взялись советские ученые и инженеры. В основу ложатся 'Исследования и труды К. Э. Циолковского по применению жидкостных реактивных двигателей, по управлению ракетами, по ракетным поездам. Дальнейший рост науки и техники привел к созданию сверхмощных ракет, способных поднять многотонный груз на небывалые высоты.

Полет за пределы Земли невозможно было бы совершить без глубокого и точного знания тех условий, которые существуют в межпланетном пространстве. Первый барьер, через который приходится прорываться космическому кораблю и который может существенным образом повлиять на его возвращение на Землю,— это атмосфера. Какова ее плотность и состав? Как изменяются они с высотой? Эти и тысячи других вопросов стояли перед учеными. Их нужно было разрешить.

Исследования атмосферы велись уже давно. Но все это были робкие попытки получить сведения об атмосфере, не отрываясь от самой Земли. Необходимы были непосредственные измерения приборами там, у поверхности воздушного океана. Начало этим работам положил русский академик Я. Д. Захаров, поднявшись 30 июня 1804 года на аэростате с научной аппаратурой на высоту 2 550 метров.

С тех пор прямой метод исследований прошел в своем развитии огромный путь. 1933 год был ознаменован запуском первой исследовательской ракеты, работающей на жидком топливе. Сейчас это кажется нам совсем простым и не очень значительным. Тогда же это было первым актом завоевания космоса.

Гигантскими шагами шло развитие ракетной техники в нашей стране. Мирные советские ракеты начинают регулярно зондировать атмосферу. Массовое ракетное наступление на ее верхние слои началось в конце 40-х годов. Была покорена 100-километровая высота. 1957 год. Ракеты-лаборатории исследуют атмосферу уже до высоты 210 километров. А общий вес аппаратуры достигает 2 200 килограммов. Все новыми и новыми сведениями обогащается наука. Но решение некоторых научных проблем с помощью ракет связано с трудностями. Главной причиной этого является прежде всего малое время пребывания ракеты в исследуемых слоях. Газы, которые она заносит с собой из приземных слоев, не успевают улетучиваться и зачастую непоправимо портят тонкие и сложные эксперименты. Ученым и инженерам приходится пускаться на всевозможные ухищрения, чтобы потом, «очистив от примесей» полученные данные, завладеть золотыми крупинками истинных характеристик строения и режима атмосферы.

Был еще один путь к осуществлению наиболее интересных и точных исследований — искусственные спутники Земли. Этот метод хорош тем, что маленькая лаборатория способна длительное время производить измерения на разных высотах и широтах, в разное время суток и года.

4 октября 1957 года — день, вошедший в историю как день запуска первого в мире искусственного спутника Земли. Коллективный разум, коллективный труд советских людей распахнул настежь двери в космос. Человек, преодолев земное притяжение и сопротивление атмосферы, отправил первого разведчика околоземного пространства. В течение полугода к границам воздушного океана были посланы еще два спутника-исследователя. Важность этого события невозможно переоценить. Наш спутник показал всему миру, что К. Э. Циолковский не был пустым мечтателем, что полеты человека в космос — близкая реальность.

Рос, мужал человек, и раздвигались границы его владений во вселенной. Одновременно со спутниками в полет устремляются космические ракеты — разведчики будущих межпланетных трасс.

Январь 1959 года. Создана десятая планета нашей солнечной системы.

Будущие космонавты, впервые вступившие на Луну, отыщут и, осторожно смахнув пыль вселенной, торжественно поднимут наш советский вымпел, доставленный туда 12 сентября 1959 года второй космической ракетой.

Подлинным триумфом нашей науки и техники был полет в октябре 1959 года третьей космической ракеты. Что было недоступно предыдущим поколениям, совершил наш современник — человек Страны Советов. Обратная сторона Луны перестала быть загадкой.

Что же дали нам исследования, проводимые на спутниках и космических ракетах? Было, например, установлено, что плотность и протяженность атмосферы гораздо больше, чем предполагалось ранее. Это очень важный факт. Ведь при огромных космических скоростях даже очень разреженный воздух оказывает заметное влияние на движение спутника, затормаживая его, заставляя снижаться. Рассчитывая орбиты спутников Земли и космических кораблей, невозможно обойтись без знания плотности атмосферы.

С помощью спутников и ракет множество новых и важных данных получили ученые о газах, из которых состоит атмосфера, о магнитном поле и форме Земли и Луны, о таинственных космических лучах, о разнообразных излучениях Солнца. Уточнялись законы небесной механики, изучались строение и жизнь ионосферы, отрабатывались системы управления космическим кораблем будущего и связи с космонавтами, появилась и стала развиваться новая отрасль радиотехники — космическое телевидение.

В итоге запусков спутников и космических ракет первая часть проблемы — создание средств, способных доставить человека в космос,— была решена.

Но как человек будет переносить такой полет, что нужно сделать, чтобы обезопасить его пребывание в космосе?

Решением этой задачи занялась новая наука — космическая медицина.

Космическая медицина

Нужно было проверить влияние на живой организм многих факторов, связанных с полетом. Здесь и огромные перегрузки при взлете ракеты, и вибрации, и оглушающий грохот двигателей. Потом невесомость, гнетущая, непривычная тишина и чернота плоских, без ощущения глубины просторов вселенной, неестественно быстрая смена дня и ночи. А затем снова перегрузки, растущая температура, резкий удар — всем этим не может не сопровождаться возвращение космонавта на Землю.

Крайне низкая степень барометрического давления, полное отсутствие необходимого для дыхания человека молекулярного кислорода, опасность встречи с метеоритом, влияние на организм космической ультрафиолетовой и корпускулярной радиации, сложность проблемы питания при длительных полетах — вот беглый и далеко не полный перечень препятствий, которые нужно было преодолеть, чтобы обезопасить полет человека за пределы атмосферы.

Перегрузки. Понятно, что их невозможно устранить, как нельзя уничтожить земное притяжение. Перегрузки тем сильнее, чем больше набираемая скорость и чем быстрее происходит взлет ракеты. Где же граница сохранения жизни при воздействии повышенной силы тяжести? Ее необходимо было установить и с ней согласовать время и силу действия ускорения.

На помощь человеку приходят собаки. Наши четвероногие друзья, веселые и бойкие, крепкие и терпеливые, приняли на себя всю тяжесть первоиспытателей. К. Э. Циолковский предложил использовать для экспериментов центрифуги, на которых и сегодня обследуют животных и людей. Чуткие приборы регистрируют пульс, дыхание, биопотенциалы сердца, мозга, мышц, записывают кардиограммы исследуемых. Установлено, что наилучшим образом космонавт будет переносить воздействие перегрузок в поперечном направлении (грудь — спина). Найдена граница устойчивости организма и для этого случая.

Как же защитить космонавта от перегрузок? Прежде всего тренированность. Регулярные тренировки сделают организм устойчивым к многократному увеличению веса. Могут помочь и противоперегрузочные костюмы, обжимающие при помощи сжатого воздуха тело космонавта и ограничивающие смещение крови и внутренних органов. Не будут лишними и специальные, самоориентирующиеся по направлению ускорения кабины, благодаря чему перегрузки могут возникать только в наиболее благоприятном для организма направлении. Стоит подумать и над идеей К. Э. Циолковского о защите космонавта «посредством погружения в жидкость». Кстати, погружение в жидкость могло бы защитить и еще от одной опасности — ударных перегрузок. Они длятся доли секунды, но, несмотря на это, очень опасны для организма. Были обследованы животные и люди. Оказалось, что ударные перегрузки с многократным превышением веса удовлетворительно переносимы опять-таки в поперечном направлении. Теперь уже не так страшен и удар о землю при посадке и катапультирование в случае аварии.

Подробные исследования дали ясный ответ: человек в космическом полете сумеет преодолеть повышенную тяжесть.

На этот вопрос, вообще говоря, можно было ответить, не выходя из стен лаборатории. А вот невесомость? Как ее будет переносить космонавт?

Немецкий доктор О. Лангер утверждал, например, что сколько-нибудь длительная потеря живым организмом веса наверняка приведет к нарушению кровообращения. В состоянии невесомости исчезнет, говорил он, статическое давление крови, что будет аналогичным резкому понижению давления в нормальных условиях. А это, как .известно, крайне опасно для жизни.

Много споров было вокруг влияния невесомости на поведение, работоспособность и психические функции животных и человека. Были даже утверждения, что человек, попавший в космос, должен непременно лишиться рассудка. Ответ на все вопросы мог дать только эксперимент.

Скоростной самолет летит по параболе. В кабине — состояние невесомости, но... всего на минуту. Ракеты! Здесь это состояние длится уже несколько минут. Но вышли на орбиту спутники, и появилась возможность поддерживать невесомость в течение длительного времени.

3 ноября 1957 года в первое свое кругосветное заатмосферное плавание отправляется посланец Земли — Лайка. Много интересного и нужного человеку рассказал этот четвероногий космонавт, неоднократно облетевший Землю на втором советском ИСЗ.

Многочисленные лабораторные исследования, опыты с животными на ракетах и спутниках показали, что состояние невесомости довольно легко переносимо, организм способен привыкать к нему, никаких серьезных последствий оно не оставляет и уж, во всяком случае, не является препятствием для космического полета человека. Правда, при полной потере веса несколько нарушается координация движений. Может быть, если полет будет продолжительным, космонавт, научившись «плавать» в кабине корабля, при возвращении на Землю будет вынужден даже учиться ходить. Но это скорее забавный, курьез, чем серьезное препятствие. В крайнем случае можно создать искусственную тяжесть вращением корабля вокруг оси.

Благополучный исход опытов на животных позволил приступить к подготовке полета людей в космос.

Для нормальной жизни и работы человека в безвоздушном пространстве необходимо было создать условия, близкие к тем, в которых он привык находиться на Земле. От низкого барометрического давления защитит герметичная кабина с нормальным давлением и составом воздуха внутри. Конструкции такой кабины большое внимание уделял еще К. Э. Циолковский.

Изучение на ракетах и спутниках метеорной опасности показало, что с этим вопросом дело обстоит более или менее просто. Метеорная материя находится в космосе в крайне раздробленном состоянии, и преобладающее число метеоритов представляет собой хлопья, похожие на хлопья копоти или снега. Встреча с таким препятствием не страшна кораблю. В момент столкновения метеорит взрывается, или, как еще говорят, испаряется, оставляя в месте удара крошечный след — кратер. На обшивках ракет, возвращающихся из заатмосферных полетов на Землю, можно было обнаружить такие следы. Вероятность столкновения с опасным метеоритом чрезвычайно мала, хотя и не отсутствует полностью. Наши спутники, налетавшие много миллионов километров, с ними ни разу не встретились.

Однако при длительных космических полетах на больших кораблях будут, наверное, применяться и специальные средства защиты от таких метеоритов. Ну, хотя бы разделение кабины на несколько герметизированных отсеков.

Космонавтов поджидала другая невидимая простым глазом опасность: спутниковые и ракетные исследования показали, что наша планета окружена ореолом заряженных частиц, состоящим из нескольких слоев, или поясов. Их назвали поясами радиации. Во внутреннем, расположенном ближе к Земле (от 600 до 5 тысяч километров), поясе радиации существуют быстрые и сильные частицы, способные проникать даже через сантиметровую стальную броню. Это потребует в дальнейшем тщательного выбора траектории с целью избежать попадания во внутреннюю зону радиации и разработки специальных методов защиты космонавтов.

Подстерегает космонавтов и коварное Солнце. На Солнце произошла вспышка, и в разные стороны помчались опасные космические лучи. Защита от самих лучей не представляет трудностей, но вот ливни частиц, вызванные этими лучами в атмосфере? С этим придется бороться.

Но Солнце и друг космонавта. Вот корабль вышел на орбиту, раскрыл сложенные при взлете крылья. Они усеяны маленькими пластиночками. Это электростанция корабля, солнечные батареи. Непрерывно ориентируясь на светило, они преобразуют солнечную энергию в электричество, необходимое для работы приборов. Сейчас без таких батарей длительный полет в пределах нашей солнечной системы почти невозможен.

А как с запасами кислорода? При кратковременных полетах в космос можно пользоваться кислородом, захваченным в баллонах с Земли. Когда же сроки пребывания вне земной атмосферы будут велики, задачу придется решать иначе. Тогда корабль необходимо будет делать крохотным подобием Земли с ее непрерывным кругооборотом веществ. Самое важное — кислород. Здесь на помощь космонавту придут растения, поглощающие вредную углекислоту и выделяющие кислород. Растения же могут служить и пищей.

В кабине специальные устройства будут поддерживать необходимую температуру и влажность воздуха. А вентиляторы будут его перемешивать, не давая скапливаться углекислоте вблизи человека.

К началу прошлого года основные исследования по вопросу возможности пребывания человека в космосе были закончены.

И вот год назад в небо взмывает первый корабль-спутник, за ним второй, третий... Новое качественное отличие 1их от своих предшественников заключалось в том, что они были предназначены для полета человека. И лишь отработка всех вспомогательных систем заставила многократно повторить опыт.

На этих кораблях-спутниках ставились грандиозные биологические эксперименты с прицелом на будущие полеты людей к планетам и звездам. Население этих кораблей представляло все многообразие жизни: от живых существ, стоящих у самых истоков жизни, до высокоорганизованных животных. Изучались особенности жизни различных животных и растений в условиях космического полета. Каждый подопытный экземпляр имел свое задание, свое назначение в экспериментах. Например, нежная традесканция. Она могла довольно точно сказать о том, какова доза воздействующего космического излучения. Об опасности радиации для наследственности можно было судить по состоянию раствора дезоксирибонуклеиновой кислоты и по потомству маленькой плодовой мушки — дрозофилы. Была на кораблях и вероятная спутница человека в будущих рейсах к другим мирам, жительница наших вод — хлорелла. Она будет «заведовать» снабжением космонавта кислородом и пищей.

На кораблях-спутниках присутствовали и живые существа — мыши, крысы, собаки. Радиоволны приносили на Землю людям не только характеристики их состояния в виде линий и точек, записанных на фотопленку. Телевизионные камеры позволили наблюдать за животными почти в течение всего полета. Все животные чувствовали себя нормально. Анализ результатов запусков показал, что корабль-спутник годен к использованию по своему основному назначению.

Одновременно с решением первых двух проблем посылки человека в космос решалась и третья проблема — возвращение на Землю. -

Возвращение

Уже в первых полетах .исследовательских ракет, потолок которых не превышал 100 километров, начались опыты по возвращению животных на Землю. Собаки помещались в специальный герметичный контейнер, который отделялся от ракеты и самостоятельно спускался на Землю на парашюте.

Завоевывается следующий рубеж — 200 километров. Теперь собаки помещены в головной части ракеты. Здесь им предоставлена небольшая отдельная квартира. В привычной позе на лотках расположились две путешественницы. Они спокойны. Ко всему можно привыкнуть. Даже к слепящему свету ламп и непрерывному стрекоту киноаппарата. Ведь это нужно для человека. Полеты и благополучные возвращения следуют один за другим. Все идет отлично.

21 февраля 1958 года. На старте стоит одноступенчатая высотная геофизическая ракета. Она видна издалека, сверкающая в свете прожекторов на темном фоне ночи. Вокруг нее деловито снуют машины, люди. Идет подготовка к полету. До старта остается немного. Собаки занимают свои места в ракете. Сегодня предстоит штурм нового высотного рубежа.

Закрыты последние люки, включены приборы. Ракета готова к гигантскому прыжку в небо. Сигнал — и мгновенно пустеет стартовая площадка. Солнце вот-вот покажется из-за горизонта. Внимание! Старт! Вспышка, и вдруг рванулось и ударило в землю море огня. Вся стартовая площадка заволоклась дымом. И лишь шпиль ракеты возвышается над этим облаком, вздрогнув, как бы нехотя, он двинулся вверх. Ракета уже вся на виду, стройная, красивая, на мгновение уперев в землю упругий огненный хвост. Oт грохота дрожит земля.

Все больше и больше скорость. Уже не слышно рева двигателей, и лишь в нежно-голубом, безоблачном небе прямо в зените неестественно ярко сверкает звездочка. Двигатели выключились — звездочка погасла, но невидимые нити радиоволн крепко связывают Землю с ракетой. Они несут сведения обо всем, что делается сейчас внутри ракеты и вокруг нее. Чуткие приборы проверяют пульс, давление крови, дыхание животных. Все идет нормально. Но на Земле люди, замершие у зеленоватых экранов осциллографов, стараются скрыть волнение. Самое главное— возвращение— еще впереди.

Пройдена наивысшая точка траектории — 473 километра. Ракета, набирая скорость, устремляется к Земле.

Так живые существа, побывавшие на колоссальной высоте, были благополучно возвращены на Землю.

Один за другим приземляются космические корабли-спутники. Отлично работают все системы корабля. Четкий разворот—и включены двигатели торможения. Корабль плавно идет на посадку.

Полученные на кораблях-спутниках результаты подтвердили, что разработанные нашими учеными и инженерами средства, обеспечивающие безопасность полета и возвращение из космического пространства животных и человека, вполне себя оправдали. Последняя задача решена.

Путь человеку в космос открыт.

Вокруг света за 89 минут

Эти слова звучат как название нового научно-фантастического романа. Нет, это не фантазия. 12 апреля 1961 года наш соотечественник летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин пронесся в космическом корабле над миром, взметнув космическую пыль неезженых дорог вселенной.

Старт прошел нормально. Гигантская многоступенчатая ракета, преодолевая земное притяжение и теряя по пути пустые, теперь уже бесполезные баки из-под горючего, рвется ввысь, унося в неведомое почти пятитонный космический корабль, в кабине которого находится человек.

Все больше и больше скорость. Тело человека стало в несколько раз тяжелее.

Но предельно ясно работает мысль.

Скорость приближается к первой космической. Еще немного... Есть! Толчок — и корабль-спутник, отделившись от последней ступени ракеты, вышел на орбиту вокруг Земли. Кабина наполнилась тишиной. Лишь приборы, сопровождающие человека в этом полете, деловито издают разнообразные звуки.

Пора приниматься за работу. Человек сделал Движение и вдруг... повис над креслом. Невесомость. Вот она, таинственная спутница космических полетов. Все вдруг, как по мановению волшебной палочки, потеряло вес. Удивительное, непередаваемое словами ощущение.

А как с координацией? Не нарушалась? Нет, нисколько. Человек тянется к блокноту — нужно произвести запись. Строчки записи, как обычно, ровные, четкие. Единственное неудобство: блокнот во время записи приходится придерживать, иначе он «уплывет» из-под карандаша и начнет странствовать по кабине. Лови его тогда!

Включен передатчик. Управляемые рукой человека, к Земле понеслись радиосигналы: «Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо».

Хорошо! Человек в космосе чувствует себя хорошо! Как в такую минуту не помянуть добрым словом тех, оставшихся на Земле, с волнением следящих за твоим полетом! Это их руками построен замечательный корабль-спутник, оснащенный самой современной аппаратурой. Это их руками создана ракета, без труда вознесшая тебя на орбиту. Это они, скромные труженики, исследовав и изучив все, что связано с твоим полетом, изготовили приборы для того, чтобы ты чувствовал себя в космосе хорошо, чтобы благополучно возвратился на Землю.

Человек наклонился к иллюминатору, всматриваясь в лицо вселенной. На темном фоне космического пространства разбросаны мириады ярких немигающих звезд. Они гораздо ярче, чем мы их видим с Земли.

«Ничего,— шепчет человек,— скоро мы доберемся и до вас. Скоро разгадаем все ваши тайны!»

Но что это? Через стекло в глаза человеку ударил слепящий луч. Солнце... И оно здесь в десятки, в сотни рез ярче, чем для земного наблюдателя. Сейчас на него невооруженным глазом, даже зажмурившись, невозможно смотреть. Солнце уплывает куда-то в сторону. Теперь в поле зрения космонавта Земля. Человек впервые смотрит на нее с таких высот.

Небо, голубое, нежное, осталось внизу. Оно расположено теперь где-то между кораблем и Землей. Наша планета кажется отсюда окруженной голубым ореолом. Под лучами Солнца атмосфера приобретает фантастические цвета, гаммы из множества красок, от ярко-оранжевой до фиолетовой.

С Землей поддерживается непрерывная двухсторонняя связь. Радиоволны приносят космонавту слова привета всех людей планеты. Люди уже знают, что ты — советский человек — победил космос.

По намеченной программе нужно проверить еще возможность питания человека в состоянии невесомости. Ну что ж! Можно и позавтракать. Человек ест и пьет. Невесомость этому нисколько не мешает.

Мешает больше телеобъектив, нацелившийся своим глазом на космонавта. Чувствуешь себя немножко неловко, как в телестудии.

Полет длится уже более часа. Где-то внизу проплывает Африка. Отчетливо видны контуры берегов, большие лесные массивы, темноватые, поблескивающие пятнами водные просторы, ниточки крупных рек.

Корабль над нашей территорией. Кругосветное путешествие подходит к концу. Программа выполнена, пора идти на посадку.

Включаются тормозные двигатели, начинается спуск.

«12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза».

Планомерный штурм космоса ознаменовался еще одной изумительной победой человеческого разума. Теперь можно рассматривать новые проекты полета человека к Луне, Марсу, Венере. Это вопрос ближайшего будущего.

Человеку предстоит много работы в космосе. Скоро, вероятно, появятся такие дисциплины, как космическая агрономия, космическая геология и другие. Астрономия превращается из науки наблюдателей в науку практиков-экспериментаторов. А космическая радио- и телевизионная связь уже сейчас бурно развивается. И какой бы ни была деятельность людей в межпланетном пространстве, она всегда будет направлена к единой цели — сделать жизнь человека на Земле еще более прекрасной.

Отрадно сознавать, что первый полет в космос — заслуга, подвиг нашего, советского человека. Многие люди, комментируя этот полет, называют его «невероятным», «неожиданным» фактом. Нет, этот факт закономерен. Это очередная победа общественной системы, работающей для прекрасного будущего всего человечества, победа социализма.

Недаром наш обитаемый корабль был назван «Восток». С 1917 года для трудящихся всего мира это слово приобрело особый смысл. Оно означает теперь светлое будущее, с ним стали связывать люди все свои чаяния и мечты, с Востока для всего человечества засияло солнце счастья

И наш корабль-спутник «Восток» — еще один яркий луч солнца социализма, освещающий путь человечеству к прогрессу, миру, счастью.