Урок бёрдвотчинга

Вадим Бояркин, Юлия Нахимова. Фото авторов.

В конце XIX века в Англии появилось новое увлечение: наблюдать за птицами в естественной среде обитания. Любителей этого занятия становилось всё больше, и в 1901 году за ним закрепилось название — «birdwatching», что в переводе как раз и означает «наблюдение за птицами». В наши дни этот термин часто звучит и без перевода — «бёрдвотчинг».

Этих больших бакланов (Phalacrocorax carbo) мы увидели из машины, когда путешествовали по одному из греческих островов. Птицы «любезно согласились» подождать, пока мы остановимся и достанем фотоаппарат из багажника.
В южных городах нишу привычных сизых голубей часто занимают кольчатые горлицы (Streptopelia decaocto).
Малый пёстрый дятел (Dendrocopos minor) размером с воробья отличается от своего известного «сородича» — большого пёстрого дятла — в первую очередь величиной.
Пеночку-теньковку (Phylloscopus collybitа) проще всего распознать по пению. Эту птицу легко приманить воспроизведением записи её собственного голоса.
Многие птицы привыкли к человеку и часто селятся в садах рядом с жильём. Эта зарянка (Erithacus rubecula) не только искала пищу на вскопанной под зиму грядке, но даже садилась фотографу на плечо.
Белая трясогузка (Motacilla alba) кормит птенца.
Летом на городских прудах можно увидеть не только широко распространённую крякву, но и других уток, например хохлатую чернеть (Aythya fuligula, на снимке: самка) или огаря.
Зимой многие лесные птицы тянутся к жилью, рассчитывая на корм. Этот чиж (Carduelis spinus) нашёл оставленные человеком семечки в развилке ствола тополя в парке.

В ХХ веке в Западной Европе, в США да и в России наблюдение за птицами превратилось в популярное занятие. Любители-орнитологи создают объединения, проводят экскурсии, организуют поездки в места массового скопления птиц. Наблюдатели участвуют в подсчёте птиц во время сезонных миграций, составляют перечни видов определённой местности, строят кормушки и места для гнездования, следят за распространением редких видов, даже устраивают соревнования: кто больше заметит птиц разных видов за определённое время или на определённой территории.

Чем больше люди узнают о птицах, тем бережнее относятся к ним, тем больше внимания обращают на благополучие пернатых. А ещё бёрдвотчинг развивает наблюдательность, тренирует память, совершенствует выносливость, терпение и реакцию. Это даже азартно!

Чтобы начать наблюдать за птицами, не нужно каких-то специальных навыков и научных знаний да и ходить далеко не надо: пернатые живут везде — во дворе, в саду, в ближайшем парке. Уже через несколько месяцев наблюдений вы будете хорошо разбираться в их разнообразии, а со временем сможете определять птиц не хуже профессионалов. Главное — желание и настойчивость. Из снаряжения понадобятся только бинокль, блокнот и карандаш. Бинокль, конечно, должен быть не театральным, а посерьёзнее — восьми или десятикратным, чтобы у вас была возможность рассматривать птиц не только вблизи, но и на открытом пространстве.

Записи делайте прямо по ходу наблюдений. Перед прогулкой занесите в блокнот сведения о погоде, о месте, где вы находитесь, и прочую, на ваш взгляд, важную информацию. Увидев птицу, подробно опишите признаки, которые успели рассмотреть (размер, пропорции, форма головы, клюва, хвоста, крыльев, окраска отдельных частей), а также характер полёта и окружающую природу. Чтобы определить размер объекта наблюдения, сравните его с птицами, размер которых вы знаете (воробей, скворец, голубь, ворона, утка, гусь). Попробуйте сделать зарисовку и не забудьте указать дату наблюдения. Кстати, используйте только простой карандаш (чернила могут расплыться при попадании влаги). Чем полнее будут ваши заметки, тем проще впоследствии определить вид встреченной птицы — самостоятельно по атласу-определителю птиц либо с помощью более опытного наблюдателя.

Отличное подспорье в определении вида птиц — фотография. С развитием цифровой фототехники наблюдателей-фотоохотников стало много, однако, чтобы сделать хороший снимок, нужна определённая подготовка.

Ещё один надёжный помощник в этом деле — птичье пение. Каждая птица поёт по-своему, и зачастую похожие внешне виды можно различить только по песне. Сейчас голоса птиц записывают на диски, их можно купить. Эти аудиозаписи иногда используют для приманивания пернатых в природе.

Лучшим временем года для зна-комства с птицами считаются весна и начало лета, когда они поют и носят яркую брачную окраску. Но не менее интересно наблюдать за птицами в начале осени, когда многие из них собираются в стаи перед перелётом на юг. Или с наступлением зимы, когда на кормушках в городских парках и скверах можно увидеть пернатых, предпочитающих весной, летом и осенью вести скрытный образ жизни.

Большинство птиц наиболее активны с рассвета и часов до 9—10 утра. Однако есть виды пернатых, которые поют в середине дня или исключительно в сумерках, а есть те, что показываются только ночью. Понаблюдайте за самыми обычными птицами, которые вам хорошо знакомы, и вы наверняка подметите что-то новое в их поведении, питании, голосе. И тогда будет значительно легче заметить птиц, которых вы ещё не знаете.

Бёрдвотчинг пройдёт с наибольшей пользой, если вы присоединитесь к группе наблюдателей под руководством опытного орнитолога, который сходу сможет назвать несколько десятков видов птиц и обратить внимание на их отличительные признаки. Но не забывайте, что чем больше людей, тем меньше вы увидите: многие птицы очень пугливы. Чтобы их не потревожить, наденьте неприметный костюм защитной окраски, шляпу или кепку. Найдите какое-нибудь естественное укрытие и старайтесь не шуметь.

И ещё. Если птица издаёт звуки тревоги, это означает, что вы подошли слишком близко. Не приближайтесь к гнезду и тем более не берите в руки птенцов, это вынудит птицу его покинуть. А подражание птичьему пению может отвлечь её от какого-нибудь важного занятия, например кормления птенцов. Не забывайте, что некоторые птицы, такие как лебеди или совы, способны атаковать вас, почуяв угрозу.

Увидев редкую птицу, не спешите немедленно обнародовать своё открытие. Её могут потревожить любопытные, или ей заинтересуются браконьеры, коллекционеры птичьих яиц, просто хулиганы. Лучше сообщите о находке в Союз охраны птиц России.

В первые выходные дни октября вот уже 20 лет подряд проводятся всемирные Дни наблюдения за птицами — это отличный шанс попробовать себя в роли орнитолога-любителя (см. «Наука и жизнь» № 11, 2003 г.). Нужно всего лишь понаблюдать за птицами некоторое время, а потом заполнить небольшую анкету на сайте: www.biodat.ru, где указать, сколько птиц, какого вида вы заметили. Опираясь на сведения, полученные от сотен тысяч орнитологов-любителей, учёные составляют реальную картину видового разнообразия птиц по всему миру. Таким образом, в дни наблюдения за птицами ежегодно регистрируется несколько миллионов особей. Среди них первенство принадлежит обыкновенному скворцу и утке-крякве. Выйдя из дома с биноклем, блокнотом и карандашом, вы можете добавить к этому списку ещё несколько особей, а это значит, что прогулку можно считать успешной!

Бёрдвотчингом увлекались многие известные учёные. Среди них американский биолог Джеймс Уотсон, открывший в 1953 году (вместе с Френсисом Криком) спиральную структуру молекулы ДНК и получивший за это Нобелевскую премию. Уотсон вспоминал: «…Мы с отцом почти каждое утро, особенно в мае, вставали, когда было ещё темно, чтобы добраться до Джексон-парка вскоре после восхода солнца. В итоге в нашем распоряжении было почти два часа на поиски наиболее редких видов славок, в основном в районе Лесистого острова. Папа различал голоса птиц намного лучше, чем я: например, услышав грубую песню красно-чёрной танагры, он никогда не принимал её за более мелодичное пение балтиморского цветного трупиала, который также прилетает в Чикаго, когда распускаются листья. Затем папа садился в идущий на север трамвай и уезжал на работу, а я ехал в школу в троллейбусе, шедшем в противоположном направлении…

В моё последнее лето в родительском доме я проводил всё больше времени на озере Вулф, наблюдая за птицами. Я обнаружил там сотни тулесов и десятки бурокрылых ржанок, о долгих перелётах которых через океаны я с восторгом читал в детстве. На песчаных берегах по-прежнему гнездились певчие зуйки вперемежку с более многочисленными перепончатопалыми галстучниками, прилетевшими в августе. Я наблюдал за птичьими стайками, носившимися вдоль берега, и старался понять, какие эволюционные силы создали этих социальных животных, неизменно собиравшихся в стаи, вместо того чтобы жить поодиночке…» (Джеймс Уотсон. Избегайте занудства. Уроки жизни, прожитой в науке. — М.: Астрель: CORPUS, 2010).