Портал московского периода

Антон Борисов

Портал государственных и муниципальных услуг города Москвы появился в 2011 году, и за прошедшее время число его пользователей росло в геометрической прогрессии.

В 1960-х годах старенькая учительница физики, объясняя ученикам 5-го класса московской школы природу электричества, в конце урока воскликнула: «Дети, вы не представляете, что такое электрическая лампочка! Это же настоящее чудо!»

Главная страница московского портала государственных услуг позволяет быстро перейти в интересующий раздел — образование, здоровье, семья, работа.
Так выглядит заглавная страница личного кабинета портала госуслуг Москвы (pgu.mos.ru).
«Управляем вместе» — девиз портала gorod.mos.ru.
Проблемы, о которых сообщают жители, отображаются на карте в режиме реального времени.

Дети молча таращили на учительницу глаза и незаметно крутили пальцем у виска. Лампочка ценою в тридцать пять советских копеек на категорию чуда никак не тянула. Им, избалованным столичной цивилизацией, было невдомёк, что вспыхнувший в подмосковной деревенской избе (где родилась наставница) электрический свет запомнился ей на всю жизнь именно как чудо, переменившее её жизнь.

Этим самым детям по мере взросления потом встречались новые чудеса, которым они поначалу удивлялись, как их старая учительница: видеомагнитофон, пейджер, персональный компьютер, мобильный телефон, айфоны, айпады и конечно же интернет. Но быстро привыкали, поскольку чудеса переходили в разряд привычных бытовых удобств.

На фоне множества технических и организационных новинок появление в интернете в рамках государственной программы «Открытое правительство» Портала государственных и муниципальных услуг прошло довольно скромно, что совершенно несправедливо. Те, кто обладает богатым опытом стояния в многочасовых очередях к чиновникам и во всяческие конторы и структуры даже за самой незначительной справкой (а такой опыт имеет как минимум 90% населения), способны оценить новшество по достоинству....

Портал государственных и муниципальных услуг города Москвы появился в 2011 году, и за прошедшее время число его пользователей росло в геометрической прогрессии. Зарегистрировавшийся на портале житель города сегодня имеет возможность, не покидая квартиры и не тратя лишнего времени, совершить массу полезных для себя действий.

Начнём знакомство с сайтом по порядку.

Первым номером в разделе «Что вас интересует» на личной странице каждого пользователя значится услуга «Штрафы ГИБДД». Да будь она самой последней, любой автовладелец заглянет на эту страничку в первую очередь. Любопытно всё же узнать: не попал ли ты в объективы видеорегистратора нарушений за превышение скорости или стоянку в неположенном месте? Я так и сделал. Ввёл номер водительского удостоверения (а можно ввести вместо номера «прав» номер свидетельства о регистрации машины) и нажал кнопку «Далее». Далее ничего за мной не обнаружилось. На душе сразу стало легче. Кстати, если бы штраф действительно был, я мог бы немедленно оплатить его через интернет, здесь же на страничке. В разделе есть ещё несколько страничек, мы вернёмся к ним чуть позже, а пока перейдём к следующему, который называется «Мои возможности». Три основные позиции этого раздела: «Моя квартира», «Транспорт» и «Семья и дети».

Строго говоря, и до образования портала у жителей столицы уже была возможность передавать показания приборов учёта воды и электроэнергии по интернету, заходя на сайты соответствующих коммунальных служб, и получать распечатки платёжных документов. Но то, что все эти операции на портале сведены воедино, безусловно, намного удобней. И помимо того, портал позволяет тут же произвести оплату услуг ЖКХ с помощью банковской карты или электронного кошелька. Полный же список платежей за государственные и муниципальные услуги, доступ к которым предоставляет портал, превышает 250 позиций.

Странички «Транспорт», например, позволяют оплатить парковку, оформить резидентное парковочное разрешение, а также отыскать свой автомобиль, если он был эвакуирован за нарушение правил стоянки.

А вот странички «Семья и дети» предоставляют пользователю портала услуги, до сих пор незнакомые. Произведя несколько несложных операций, владелец личного кабинета получит возможность узнавать об успеваемости своих детей в школе. Терять дневник с двойками или переправлять их с помощью всяческих подсобных химических средств бедным школьникам теперь совершенно бесполезно. Информация об их успехах и неудачах (а также прогулах) будет приходить родителям в режиме онлайн в виде электронных писем или SMS-сообщений. Впрочем, сетевые новшества принесли отрокам и отроковицам не только огорчения. С помощью ресурсов портала родители могут выбрать по интересам своего ребёнка кружок, спортивную секцию, учреждение дополнительного образования и записать его туда.

Департамент культуры серьёзно упростил работу тех, кому приходится иметь дело с книгами и документами, находящимися в различных библиотечных фондах. На сайтах moskultura.ru и bibliogorod.ruпредоставлен бесплатный доступ к справочно-поисковому аппарату библиотек и базам данных, что позволяет отыскать и практически немедленно получить в электронном виде или в виде копий-распечаток необходимую учебную и справочную литературу. На других сайтах департамента можно ознакомиться с репертуаром театров и зрелищных заведений города, заказать и приобрести билеты.

Одно из главных удобств, которое принёс портал жителям города, как уже упомянуто вначале, — избавление от ожидания в очередях для получения необходимых документов. Многие помнят, сколько часов (а то и дней!) всего несколько лет назад приходилось проводить в коридорах приёмных для получения, например, элементарной справки Бюро технической инвентаризации, необходимой при совершении любой операции с недвижимостью. Получить этот документ было едва ли не сложнее, чем попасть на премьеру в Большой театр. Теперь с помощью портала гражданин может записаться по интересующему его вопросу на приём практически в любое городское или муниципальное учреждение и явиться туда точно в назначенное время за получением необходимого документа.

Не выходя из дома можно записаться на приём к врачу в поликлинику, подать заявление на получение установленных законом пособий и компенсаций и в течение десяти дней получить эту услугу. Упростил портал госуслуг и такую ответственную операцию, как заключение брака. Теперь потенциальные новобрачные могут сами выбрать и забронировать дату, время и даже место регистрации. Для этого достаточно зайти на соответствующий раздел сайта и заполнить очень несложную форму. Правда, прийти в ЗАГС, заполнить заявление и поставить собственноручные подписи всё же придётся. Семья — дело серьёзное, электронной подписи недостаточно. По крайней мере, пока.

Те, кому когда-нибудь приходилось заниматься переустройством или перепланировкой собственной квартиры, отлично помнят, сколько хлопот доставляла необходимость получения соответствующих разрешений и согласований у городских и районных строительных ведомств. С помощью портала эта процедура предельно упрощена. Нужно оформить электронную заявку и ждать ответа в течение 20—35 дней (в зависимости от типа здания). Точно таким же образом оформляется акт приёмочной комиссии по завершении перепланировочных работ.

Портал окажет помощь и в поисках работы по специальности. Департамент труда и занятости населения предоставляет эту услугу бесплатно после заполнения электронной анкеты, дав к тому же возможность ознакомиться с имеющимся списком вакансий. Точно таким же образом, тоже бесплатно, юридические лица могут получить содействие в подборе кадров.

Список услуг, предоставляемых порталом юридическим лицам, также весьма значителен. В перечне можно отыскать услуги по выдаче договора аренды на земельные участки и капитальные сооружения, получению копий различных правоустанавливающих документов, регистрации и проведению технического осмотра транспортных средств, предоставлению по заявке места для торговли на ярмарках выходного дня, разрешению на эксплуатацию аттракционов и многие другие.

Порталы государственных услуг работают сегодня во всех регионах страны, однако их наполнение и объём предоставляемой информации различны. Владельцы личных кабинетов московского портала имеют возможность пользоваться сервисами 6,5 тысячи городских учреждений, и список этот постоянно расширяется.

Однако нельзя объять необъятное. Точнее, вместить в рамки одного портала все идеи, связанные с реализацией проекта «Открытое правительство». Поэтому в августе нынешнего года начал работу новый геоинформационный портал «Москва. Наш город» (gorod.mos.ru). Мотивы его появления становятся понятными с первых минут знакомства с ним. Потому что на этом портале речь идёт уже не об услугах, а о предложении горожанам участвовать в наблюдении за состоянием городского хозяйства и работой служб, обеспечивающих его функционирование. Создатели портала информируют, что он «не только технически объединил три прежде существовавших портала ″Наш город″, ″Дороги Москвы″ и ″Дома Москвы″, но и стал абсолютно новым — современным механизмом взаимодействия властей города Москвы и населения».

Через портал горожане могут сообщить о состоянии дворовых территорий, пожаловаться на несвоевременный вывоз мусора, неисправности освещения и даже отсутствие песка в песочнице детской площадки. Выяснить причины несвоевременного и некачественного проведения капитального ремонта зданий или ремонта фасадов, сообщить о неисправностях лифта, о не закопанных строителями траншеях и о многом другом.

Объектов приложения гражданского контроля на портале множество: состояние парковых зон, дорог, светофоров и переходов, работа поликлиник, транспорта, нарушения в работе торговых павильонов и кафе, незаконная установка рекламных конструкций.

Существенная деталь: введя в окне поиска адрес своего дома, пользователь портала сможет узнать, какие помещения в доме официально сданы в аренду и с какой целью. Таким образом, у жителей появилась возможность самостоятельно выявлять случаи незаконной сдачи подвалов и других помещений недобросовестными работниками ЖКХ и оперативно их пресекать.

Хотя, как информирует портал, переданные через него сообщения граждан не относятся к категории официальных заявлений, однако подлежат обязательному рассмотрению соответствующими городскими службами, после чего в течение недели заявитель получает ответ. Случай такого реагирования произошёл буквально на моих глазах несколько дней назад. Группа жителей соседнего дома огородила площадку для стоянки своих автомобилей, снабдив её шлагбаумом с замком. То есть фактически захватила часть дворовой территории, существенно нарушив права своих соседей. Спустя неделю после обращения недовольных через портал gorod.mos.ru незаконно возведённое ограждение было ликвидировано вместе со шлагбаумом.

Собственно, портал предоставляет возможность любому желающему проследить за тем, как именно и в какие сроки ответственные лица реагируют на сообщения граждан.

«На улице Татищева выбоина метр на метр между домами № 15 и № 17. В апреле месяце ремонтировали дорожное покрытие, вырезали куски асфальта и заделывали, но в одном месте асфальт вырезали и уехали. Прошло более двух месяцев, выбоину не заделывают, прошу вас принять меры» — сообщил один из жителей дома. Менее чем через две недели на сайте портала появился ответ главы управы: «Уважаемый житель! ГКУ г. Москвы «ИС Даниловского района» выполнены работы по ремонту асфальтобетонного покрытия по адресу: ул. Татищева, д. 15, д. 17. По вопросам содержания дворовой территории Вы можете обращаться в ГКУ г. Москвы «ИС Даниловского района» по тел: 8-495-958-56-13. Благодарим за активное участие в жизни района!».

Портал обеспечивает ту самую обратную связь между гражданами и муниципальными и городскими службами, которой часто так не хватает. Предполагается, что он станет действенным средством гражданского контроля за работой органов власти, в котором так настоятельно нуждался город и его жители.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки