Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Пришельцы на борту

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Bild der Wissenschaft» и «Natur» (Германия), «Archaeology», «Discover», «Science News» и «Smithsonian» (США), «Science et Vie» и «Ça m’interesse» (Франция).

В 1982 году судно из Северной Америки, пройдя через Босфор, занесло с балластной водой в Чёрное море гребневика Mnemiopsis leidyi.

В 1982 году судно из Северной Америки, пройдя через Босфор, занесло с балластной водой в Чёрное море гребневика Mnemiopsis leidyi. Этот очень прожорливый родственник медуз питается планктоном. В результате количество пищи для черноморских рыб сократилось в 30 раз (см. «Наука и жизнь» № 3, 1990 г.).

Гребневик мнемиопсис, выедающий планктон в Чёрном море.

В начале 1990-х годов неизвестное судно, по-видимому, из Бенгальского залива завезло в прибрежные воды Перу холерные вибрионы. Их отфильтровывали из воды местные моллюски, которые идут в пищу, возникла эпидемия холеры, и в Латинской Америке скончались 12 тысяч человек.

Тоже из балластных цистерн моллюск дрейссена, способный жить и в солоноватых, и в пресных водах, попал в северо-американские Великие озёра, где забивает водозаборные трубы систем охлаждения электростанций.

Большинство обитателей залива Сан-Франциско?— чужеродные морские виды, завезённые из Китая, Новой Зеландии и Японии оживлённым судоходством. В Средиземном море, где судоходство самое активное в мире, 900 чужеродных видов, и в среднем каждые девять дней прибывает ещё один.

Такие ненамеренные переселения происходят ежегодно. Разгрузившись, суда закачивают в балластные цистерны морскую воду, чтобы обеспечить остойчивость и достаточно глубокую посадку. С этой водой в цистерны попадают личинки и взрослые морские организмы, а когда вода будет выкачана в очередном порту при загрузке трюмов, пришельцы попадут в местные воды, возможно, в тысячах миль от того места, где их набрали. Пока вы читаете эту заметку, около семи миллиардов тонн балластной воды плещутся в цистернах многочисленных судов по пути из одного моря в другое. А в этой воде может содержаться 7000 различных видов животных и растений в форме семян, спор, яиц или личинок. Большой сухогруз или танкер берёт до 60 тысяч кубометров балласта.

Международная группа экологов обследовала более 1400 портов мира и нашла, что серьёзная опасность нежелательных пассажиров существует только для 20 из них. Самые угрожаемые?— Гонконг, Сингапур, порты Суэцкого и Панамского каналов. В холодных водах пришельцы быстро гибнут, но положение может измениться с глобальным потеплением.

Эту опасность должна уменьшить Международная конвенция по балластным водам, принятая ООН в 2004 году, но, пока её не подписало большинство морских государств, она не может вступить в силу. Россия присоединилась к конвенции в феврале 2012 года, но США, Англия, Германия и Япония не входят в число подписавших. Как и такие мелкие, но формально обладающие большим флотом страны, как Панама, Багамы, Мальта и Кипр, куда многие владельцы приписывают свои суда, так как там мягче требования к судовладельцам и меньше налоги.

Договор обяжет мореплавателей фильтровать и дезинфицировать воду перед сбросом. Можно применять озонирование, облучение ультрафиолетом, нагрев воды, электролиз. Но соответствующее оборудование для большого судна стоит иногда полмиллиона долларов. Правда, борьба с уже закрепившимися вторженцами обходится значительно дороже.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки