Античные усадьбы и «варварский» могильник под Анапой
Егор Антонов
История Боспорского царства началась в V веке до н.э., когда несколько греческих городов-колоний на северном берегу Чёрного моря объединились под властью одного правителя.
В античное время на юге нынешней территории России и Украины существовало Боспорское царство. Его история началась в V веке до н.э., когда несколько греческих городов-колоний на северном берегу Чёрного моря объединились (вольно или невольно) под властью одного правителя. Государство оказалось крепким: оно успешно отражало натиск соседних варварских племён до конца IV века нашей эры. Боспор играл важную роль в причерноморском регионе — он находился на границе сначала греческого, а потом римского мира. Царство в разные периоды своей истории снабжало хлебом Афины, было последним оплотом Митридата VI Евпатора, понтийского царя, осмелившегося воевать с Римом.
Изучением истории Боспорского царства активно занимаются российские и украинские археологи. Большинство экспедиций работают летом, но если археологическим памятникам грозит застройка, то работы проводятся в любое время года. В январе 2014 года под Анапой закончились охранные археологические раскопки, которые проводило ООО «Столичное археологическое бюро». Руководили работами Константин Воронин и Максим Меньшиков.
Исследования проводились на территории современной Анапы, где в древности находился боспорский город Горгиппия — крупный порт, центр обширной сельскохозяйственной округи (хоры). Раскопки оказались весьма успешными: в шести километрах от Горгиппии, в современном посёлке Супсех, открыты и полностью изучены две античные усадьбы и «варварский» некрополь.
Памятники расположены на двух соседних холмах. На восточном холме обнаружены могильник и античная усадьба, при строительстве которой могильник был частично разрушен. Ещё одна усадьба размещена на западном холме.
Некрополь предварительно датируется VIII—VI веками до н.э. Всего археологи нашли 14 могил. Исследователи не исключают, что первоначально погребений было больше. Наиболее ранние могилы, вероятно, связаны с так называемыми протомеотскими древностями, они обложены внутри камнями. Более поздние могилы представляли собой «классические», аккуратные каменные ящики. В некоторых из них были захоронены два человека, есть следы неоднократного использования погребений.
«В одной из могил находился скелет в скорченном положении. Кости ещё одного, а возможно, и двух человек, были смещены к южной стенке погребальной камеры», — рассказывает Максим Меньшиков.
Находок в могилах немного, в основном это бусы и металлические булавки.
Античная усадьба на восточном холме существовала в V—III веках до н.э. На раннем этапе, в V—IV веках до н.э., усадьба состояла не менее чем из четырёх-пяти помещений. Они имели правильную форму, кладки стен очень качественные. Однако памятник пережил как минимум одну крупную перепланировку, поэтому от ранней застройки сохранилось немного. В частности, археологи открыли подвалы и очаг.
При раскопках «ранней» усадьбы найдены шесть наконечников стрел. Не исключено, что перед нами свидетельство вооружённого конфликта, из-за которого поселение на время было оставлено. Однако других доказательств предполагаемого столкновения нет.
Период запустения продолжался не более 100 лет. Возможно, уже в IV веке до н.э. сюда снова приходят люди и строят новую усадьбу. «Поздняя» усадьба датируется IV—III веками до н.э. Её планировка не совпадает с более ранней. Усадьба состояла из нескольких помещений, часть из которых была пристроена к общей длинной стене. С севера к комплексу примыкал большой двор, обнесённый стеной. Во дворе найдены нижние части ям для пифосов (крупных сосудов для хранения продуктов).
Одно из самых интересных сооружений памятника — винодельческий комплекс. В него входила давильная площадка, обмазанная специальным раствором — цемянкой. На площадке были закреплены два хорошо обработанных камня. Вероятно, они служили опорой для пресса. Рядом с давильной площадкой обнаружена цистерна для сбора виноградного сока.
«Цистерна сделана очень хорошо. Стены почти идеально ровные, дно имеет небольшой уклон, рассчитанный так, чтобы виноградный сок стекал в один из углов ёмкости. В этом углу находилось углубление в виде воронки, из которого отчерпывались последние капли виноградного сока», — отмечает Максим Меньшиков.
Усадьба на западном холме относится к IV—III векам до н.э. От неё сохранилось четыре помещения. В одном из них, вероятно, находился «склад». На полу этого помещения выявлены многочисленные углубления для сосудов. В какой-то момент усадьба претерпела серьёзную перепланировку. В частности, «склад» засыпают, а на его месте строят новое помещение с очагом.
«На западном холме цемянка использовалась только однажды и исключительно для ремонта стены. Эта стена располагалась перпендикулярно склону, не выдержала давления грунта и проломилась внутрь помещения. Не исключено, что хозяин усадьбы позаимствовал раствор у своего соседа — тот регулярно использовал цемянку для ремонта в своей винодельне», — говорит Максим Меньшиков.
При раскопках найдено около 240 монет, что довольно много для небольших поселений. Обнаружено около десятка граффито (процарапанных надписей) на столовой посуде. Одной из самых интересных находок стал костяной трёхлопастный миниатюрный наконечник стрелы — полное подражание бронзовым наконечникам того времени. Всего на музейное хранение передадут около 900 находок. Более половины из них — фрагменты чернолаковой керамики.
Обработка материала, полученного при раскопках, ещё не закончилась, поэтому делать окончательные выводы рано. Однако археологи надеются, что исследования в окрестностях Анапы дополнят наши представления о том, как складывались отношения между местным «варварским» населением и греками, как выглядели сельские поселения на хоре Горгиппии и чем занимались их жители.
Читайте в любое время