Не позволяй компьютеру думать за себя
В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» (Великобритания), «Bild der Wissenschaft» и «Psychologie heute» (Германия), «IEEE Spectrum», «Science News» и «Sky and Telescope» (США), «La Recherche» и «Sciences et Avenir» (Франция).
В 1914 году американский инженер Сперри изобрёл автопилот и продемонстрировал его на авиапразднике в Париже, убрав руки со штурвала самолёта.
Почти сто лет назад английский математик и философ Альфред Норс Уайтхед заметил: «Прогресс цивилизации выражается в том, что растёт число важных действий, которые мы можем выполнять, не задумываясь».
В 1914 году американский инженер Сперри изобрёл автопилот и продемонстрировал его на авиапразднике в Париже, убрав руки со штурвала самолёта. В наши дни автопилот — непременная принадлежность любого авиалайнера и автоматизация достигла таких вершин, что в типичном рейсе пилот непосредственно управляет самолётом три-четыре минуты при взлёте и посадке. В остальное время он смотрит на ряды дисплеев и забивает данные в компьютеры. Казалось бы, это хорошо: цивилизация дошла до того, что такие важные действия, как вождение самолёта, можно выполнять, почти не задумываясь. Однако в последние годы специалисты отмечают рост числа авиакатастроф, связанных с тем, что лётчики забыли, как управлять воздушным судном в нестандартных ситуациях. Менее драматичный пример из того же ряда: сохранили ли вы со школьных дней умение «вручную» складывать, делить, вычитать и умножать? А ведь в школе учили даже извлекать корень на бумаге в клеточку! И что вы делаете, если срочно надо провести несложные арифметические действия, а под рукой ни компьютера, ни калькулятора, ни смартфона?
Во времена Уайтхеда автоматизация физического труда была в основном ограничена ткацким станком, а умственного — арифмометром. В наше время автоматы способны даже принимать за нас решения. Они не просто заменяют собой человека в выполнении некоторых задач, но изменяют его деятельность, часто — непредвиденным образом. Психологи указывают, что оператор компьютера нередко как бы перекладывает на машину всю ответственность, априори полагая, что компьютер всегда прав. Наша вера в «железо» и программное обеспечение доходит до того, что мы верим им больше, чем собственным ушам и глазам, не говоря уже о памяти. В результате ослабляется внимание, отключается собственное суждение. Самый безобидный пример: журналист, печатающий статью на клавиатуре, повинуясь программе проверки орфографии, куда закралась ошибка, принимает неверную «поправку» в слове, которое он написал совершенно правильно. На производстве, в авиации или в медицине последствия могут быть тяжёлыми.
Австралийские исследователи изучили влияние компьютерных бухгалтерских программ на работу финансовых специалистов в трёх банках. Два использовали высокосовершенные программы, подсказывающие риск тех или иных вложений, третий банк работал с менее сложной программой, где финансисту приходится больше думать самому. Тесты на профессионализм показали, что сотрудники третьей фирмы гораздо лучше умеют оценивать риск и перспективы вложений, чем привыкшие к думающей за них программе.
Такие успехи компьютеров, как выигрыши у человека в шахматы или в телевизионном конкурсе типа «Своя игра», как появление компьютерной системы вождения автомобиля, справляющейся с реальными дорожными условиями, показывают, что скоро — не на протяжении одного поколения людей, а уже через несколько лет — автоматизированы будут многие процессы, которые сейчас считаются подвластными только человеку. Футурологи из Оксфордского университета (Великобритания) считают, что в следующие 20 лет удастся переложить на плечи компьютеров, роботов и автоматов обязанности людей в 47% существующих профессий. Некоторые полагают, что человеку вообще не место за штурвалом авиалайнера, а в медицине компьютер вскоре сможет полностью заменить врача.
С появлением GPS ухудшились навигационные навыки эскимосов, говорит канадский этнолог Клаудио Апорта. Веками они отличались способностью проходить многие километры по бескрайнему снежному полю, следы на котором заметает позёмка, и безошибочно выходить к нужной точке. Как они это делают — до сих пор непонятно, и, кажется, исследовать феномен эскимосских охотников уже не успеют: они, особенно молодёжь, переходят на мотосани с навигаторами GPS. А эти приборы, как известно каждому автоводителю, имеют тенденцию ошибаться. Охотник, слушая указания навигатора, теряет бдительность и может, например, заехать на тонкий лёд. Но в любом случае постепенно утрачивается инстинкт направления, присущий этому народу.
«Человеку свойственно ошибаться» — сказал две тысячи лет назад Сенека Старший. А программы для компьютеров пишут люди. Хотя, кажется, и эту заботу скоро снимут с наших плеч…
Читайте в любое время