Задачи интересные и полезные
Задачи, придуманные классиками научной популяризации и опубликованные в журнале «Наука и жизнь» без малого 80 лет назад, интересны и сегодня.
Задачи, придуманные классиками научной популяризации и опубликованные в журнале «Наука и жизнь» без малого 80 лет назад, интересны и сегодня. Во-первых, потому, что ошибки, возникающие из-за плохого знания физики и астрономии, время от времени появляются и в книгах и в журналах. Так, в последнее время публиковали несколько раз историю про шутку с жидким азотом (–210оС). Неназванные физики замораживали им не только суп, но и отбивную, наливая в тарелки жидкость из пузырька. Авторам невдомёк, что флакон, охлаждённый до азотной температуры, нельзя брать голыми руками: сверхнизкая температура вызовет тяжелейшее обморожение и некроз тканей. А во-вторых, достойно удивления, восхищения и подражания то, насколько Чехов, тонкий психолог и блестящий стилист, был внимателен к явлениям природы. Думается, что мало кто, за исключением, быть может, живописцев, обращал внимание на особенность сумеречного освещения, подмеченного писателем. А жаль…
О радуге
При описании вечера в колхозе один писатель писал: «Передо мной расстилались тучные колхозные нивы. Заходящее солнце бросало свои последние лучи, освещая поля и огромную тучу только что прошедшей грозы. Над виднеющимися строениями низкой дугой висела яркая радуга…»
Другой писатель, также упоминая о радуге, писал так: «Прошла гроза, и снова засияло солнце, обжигая нас своими лучами. На туче высокой дугой, охватывающей полнеба, как грандиозная арка, сияла радуга…»
Правильны ли описания обоих писателей или они оба не обладают достаточной наблюдательностью и неясно представляют себе, почему и как образуется радуга?
Д. Галанин.
(«Наука и жизнь» № 3, 1935 г.)
Продолжение статьи читайте в номере журнала