Из истории фамилий. Ноябрь 2014 №11
Раздел ведёт Владимир Максимов, директор Информационно-исследовательского центра «История фамилии».
Мы уроженцы Урала, а под закат жизни живём в Вологде. Очень просим рассказать о происхождении наших фамилий Кулаковы, Новокрещёновы и Мордвиновы, чтобы была у нас возможность объяснить это внукам.
Ольга Мордвинова (г. Вологда).
Все три фамилии принадлежат к древнему типу родовых прозваний, образованных от мирского имени или прозвища родоначальника. Причём, как это ни странно, несмотря на «прозрачность» слов «кулак» и «мордвин», проще всего объяснить происхождение фамилии Новокрещёнов.
Новокрещёнов
Имя-прозвище Новокрещён, то есть «новокрещёный», «человек, недавно принявший святое крещение», обычно давалось в старину представителям финно-угорских или тюркских народностей, принимавших крещение в те времена, когда уже все русские люди были православными в нескольких поколениях. Именно с этим связана и распространённость этой фамилии среди жителей Поволжья, Урала и Сибири. Разумеется, указание на факт недавнего крещения часто становился причиной закрепления за человеком соответствующего прозвища, которое, в свою очередь, нередко становилось и основой семейного прозвания его потомков. Например, в грамоте 1566 года в списке «князей и детей боярских», поручившихся перед государём Иваном Васильевичем за верность ему князя Воротынского, упоминается Ондрей Исупов сын Новокрещёнов; в 1656 году в московской грамоте упомянут выходец из турецкого плена Филька Новокрещёнов, бывший сыном толмача-новокрещёна из Казани. Многие из новокрещёнов Поволжья и Урала и их потомки селились в других уездах Московской Руси: в тверской грамоте 1539 года упоминаются Истомка Микифоров сын Новокрещёнов и сын его Шарапка (любопытно, что имя Шарап, хотя и было дано отцом сыну уже по русской традиции — в качестве мирского имени, вероятно, напоминает о его тюркском происхождении). Впрочем, известны упоминания этого прозвища и по отношению к представителям других народов, в частности к выходцам из западных государств. В грамоте XVI — начала XVII века упомянут Петрок Малой, новокрещёной фрязин (это название употреблялось в значениях «итальянец», «немчин» или же в более широком смысле — европеец, «латинянин»; оно восходит к латинскому слову francus — франк).
Мордвинов
Прозрачно и прозвище Мордвин, которое мог получить представитель этой народности. Но названия известных славянам племён и народов часто использовались в качестве мирских имён и в русских семьях. Немчин, Литвин, Мещерин, Аглинец, Швед, Лях и т. п. — лишь небольшая часть таких имён. В грамотах упоминаются: Мордвин Кочанович, боярин Кобринский, 1491 г.; Мордвин Муравьев, помещик, 1500 г.; Мордвин Матвеев сын Оленин, землевладелец во Владимирском уезде, 1526 г.; Мордвин Александров сын Большев, губной староста в Переславском уезде, 1591 г. Во многих семьях на протяжении нескольких поколений детям давали «родственные» мирские имена, например повторяющие названия животных, птиц, рыб, растений. Интереснейшие примеры такой традиции сохранились в грамотах XV века: Мордвин Мещеринов и Русин да Мещерин дети Черемисинова, жители Ростовского уезда (все основы имён и отчеств повторяют названия финно-угорских и славянских племён). Часты упоминания в грамотах и семейного прозвания Мордвинов: Пятой Кузьмин сын Мордвинов, землевладелец в Бежецкой пятине Великого Новгорода, 1595 г.; Кондрат Дмитриев сын Мордвинов, послух, Переславский уезд, 1603 г.; Фетька Лаврентьев сын Мордвинов, крестьянин, Балахнинский уезд, 1628 г.
Кулаков
Ещё больше причин, по которым тот или иной мужчина мог прозываться Кулаком. Диалектологи XIX—XX столетий отмечали особенности значений этого прозвища в разных говорах. В одних говорах «кулак» — это крепыш, драчун, забияка, в других — бойкий и ловкий человек, в нижегородских, тамбовских, орловских и других южных, некоторых центральных и сибирских говорах — купец, денежный барышник (торговец), коробейник. Разумеется, в более древние времена регионы бытования упомянутых значений прозвища Кулак могли быть и другими, в частности более обширными. Более того, помимо общерусского имело много диалектных значений и само слово «кулак»: большой камень, деревянный клин, мера длины (одна двенадцатая сажени), вид кренделя и др. Любое из этих значений наши предки могли использовать в качестве основы мирского имени. Всё это и стало причиной большой популярности имени или прозвища Кулак, которое встречалось на всей территории Великих княжеств Московского и Литовского, в том числе и не только среди русских подданных: Иванко Кулак, Григорьев сын, важский посадский, 1552 г.; Кулак Гаврилович, остерский боярин, 1552 г.; Кулак Артыбашов, чюсовский Вогулич, 1603 г.; Кулак, сибирский казак, 1613 г.; шляхтич Войтех Кулак, 1648 г.; Семён Ермолин Кулак, могилёвский торговый человек, 1654 г.; Бориско Кулак, новгородский стрелец, 1691 г.; Бажен Кулак, сибирский казачий атаман, XVII век. Неудивительна и большая частота упоминаний в старинных грамотах семейного прозвания Кулаков: Фёдор Кулаков, дьяк московский, 1632 г.; Кондрашка Кулаков, архангельский подьячий, 1649 г.; Алексей Кулаков, воронежец, солдат, 1667 г.; Титко Кулаков, алексинский пушкарь, 1673 г.
***
Объясните, пожалуйста, происхождение фамилии моего отца — Яцун. Он родом с Украины. Заранее большое спасибо.
В. Никифорова (г. Владимир).
Яцун
Фамилия сохранила звучание одной из народных форм церковного имени Иаков — Яцун. Это библейское имя, принадлежавшее родоначальнику двенадцати колен Израилевых, в переводе с древнееврейского языка означает запинатель (запинать — задерживать). По преданию, Иаков родился вторым после своего брата-близнеца Исава и при этом держал его за пятку, чтобы не отстать: за что и получил своё имя. Имена в такой форме (Яцун, Федун, Грицун, Левун, Митюн и т. д.) получили наибольшее распространение в белорусско-украинских говорах, но встречались и среди жителей Московской Руси. По данным украинских исследователей, в середине XX века фамилия Яцун чаще всего встречалась среди жителей Львовской, Винницкой, Запорожской и Полтавской областей. В настоящее время география её распространения значительно шире, что связано и с массовыми переселениями выходцев из западных губерний Российской империи в XVIII — начале XX столетия, и с многочисленными случаями переездов в период существования Советского Союза.
Читайте в любое время