ВОЗРОЖДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ. НТТМ ПРИХОДИТ В ШКОЛУ. Юношеские чтения имени В. И. Вернадского
А. МЕЛЬНИКОВО, А. ЛЕОНТОВИЧ.
Чтобы оценить смысл деятельности, скрывающейся за аббревиатурой НТТМ (научно-техническое творчество молодежи), достаточно упомянуть хотя бы то обстоятельство, что во многих странах мира она возведена в ранг национальных систем, имеющих государственное значение. США, Западная Европа давно считают программы развития научного и инженерного творчества молодежи основой научно-технического прогресса, выделяя на их реализацию немалые средства. В странах Юго-Восточной Азии эту работу координируют специальные департаменты в системе образования. Здесь нет ничего удивительного: в отсутствие собственных высококвалифицированных специалистов невозможно никакое движение вперед. И готовить их нужно буквально с самого юного возраста.
В СССР это тоже хорошо понимали. В стране была отлажена система так называемых "малых академий наук", юношеских научных обществ, созданных на базе домов пионеров, школ и научных учреждений. В свое время их насчитывалось более двух с половиной тысяч. Проводились всесоюзные слеты, конференции, смотры и выставки юношеского творчества, система неплохо финансировалась. Однако с началом экономических перемен эта система фактически рухнула. Каналы финансирования иссякли, и во всей России до последнего времени научно-техническое творчество сохранилось лишь на базе считанных центров. Они выжили буквально чудом благодаря энтузиазму их руководителей, понимавших невосполнимость таких потерь. Правдами и неправдами, иногда с нарушением действующих законов, они добывали деньги, чтобы уберечь плоды многолетнего труда, и, на наше счастье, им это удалось.
Сейчас в системе НТТМ происходит некоторый подъем. Пока еще рано говорить, что после разрушительных лет она оправилась полностью, но очевидные признаки выздоровления есть. Где-то в работу с творческой молодежью включилась местная администрация, где-то - крупные предприятия, такие, например, как "Норильский никель". В последнее время стало проводиться намного больше конференций, выставок детского творчества - как региональных, так и всероссийских, - появились ручейки государственного финансирования. Детские научно-исследовательские конференции, например, финансируются через президентскую программу "Одаренные дети". В Обнинске регулярно проводится конференция "Юность. Наука. Культура" - кстати, в следующем году она состоится уже в двадцатый раз. Под патронатом МГТУ им. Н. Э. Баумана осуществляется программа "Шаг в будущее", имеющая региональные отделения по всей России. На базе санкт-петербургского Дворца творчества молодежи проводятся ежегодные конференции "Ученые будущего", "Сахаровские чтения", в Москве более десяти лет проходят Всероссийские юношеские чтения имени В. И. Вернадского.
Восстановить, к сожалению, удается пока далеко не все. Наибольший удар безденежье нанесло техническому творчеству - столь популярным прежде кружкам авиа-, судо-, автомоделизма. В Москве это направление сохранилось в городском Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах, Станции юных техников, некоторых окружных образовательных учреждениях. Тем не менее и тут заметны некоторые обнадеживающие признаки. Мощный импульс возрождению этого направления дала Всемирная выставка "Экспо-Наука", проведенная в 2003 году во Всероссийском выставочном центре. В ней приняли участие молодые конструкторы из более чем 100 стран. А в этом году впервые после 15-летнего перерыва начала работать выставка научно-технического творчества во дворце на Воробьевых горах.
Важность развития системы НТТМ для нашей страны исключительна. Особенно теперь, когда в стране вводится единый государственный экзамен, рассчитанный на тестовую систему и фактически предельную стандартизацию знаний, которыми должен обладать выпускник школы. Прочные знания предметов, входящих в программу экзамена, разумеется, необходимы. Это база, начальный информационный набор. Но с информацией нужно научиться работать. Уметь решать нестандартные проблемы, выходить из затруднительных ситуаций нестандартным путем - именно такие качества ума и образования специалистов определяют способность государства к техническим прорывам и созданию научно-технического потенциала, который позволяет ему - государству - занимать достойное место в мировом сообществе.
Юные таланты у нас не переводятся. На международный смотр INTEL ISEF, который ежегодно проводится в США, собираются участники из 40 стран, и там представители России регулярно берут первые места по трем направлениям: химия, математика и программирование. Чрезвычайно приятно встречать на наших ежегодных Всероссийских чтениях имени В. И. Вернадского не только учащихся престижных столичных лицеев, но и школьников самых обычных школ из Тюмени, Калининграда, Кирова, Челябинска, Бийска и многих других уголков страны. Творчество не делится ни по географическим, ни по сословным, ни по материальным признакам.
Несколько лет назад в школах разрешили создавать кружки занятий по интересам - они называются группами дополнительного образования. Ведут занятия в них специалисты, имеющие опыт технического творчества, ученые. И там, где школьная администрация уделяла этой работе достаточное внимание, возникли сильные творческие коллективы школьников. Конечно, многое зависит от самого педагога, от его способности привлечь внимание детей к своему предмету.
Кстати, представление, что заниматься по интересам сегодня не всем по средствам, абсолютно неверно. В нашем Доме научно-технического творчества молодежи на Донской улице совершенно бесплатно занимаются более 2000 ребят по специальностям: геология и геофизика, химия, астрономия, программирование и веб-дизайн, электронная анимация и графика, экология растений и животных, ландшафтоведение, почвоведение, аналитическая химия, прикладная химия и гидропоника, история, фольклористика, этнография и другим. Набор совершенно открытый, любой желающий может придти и записаться.
Такой широкий выбор объясняется тем, что преподавательский коллектив, в основном выпускники различных факультетов МГУ и других ведущих вузов, сохранили связи со своими однокашниками и имеют возможность подыскать консультанта практически по любой из тем, выбранной школьником для творческой работы.
Летние поездки в экспедиции частично финансируются правительством Москвы. Например, месячная поездка на Алтай летом 2003 года обошлась участникам в 3000 рублей. В поездке приняли участие 250 детей. Разбившись по группам в 15-20 человек по научным интересам, они в течение месяца вели серьезную исследовательскую работу. В 2004 году планируется подобная поездка к Белому морю. На этот раз экспедиция будет насчитывать 400 школьников.
Мы участвуем в издании журнала "Исследовательская работа школьников", в котором рассказываем коллегам о том, как нужно организовывать эту работу, а также публикуем наиболее интересные труды учащихся, ведем несколько Интернет-сайтов (www.researcher.ru, www.vernadsky.ru, www.1553.ru и др.).
В наших ближайших планах создание (а вернее, восстановление) системы проектно-исследовательской деятельности учащихся на уровне страны в целом. Этим и намерены заниматься самым серьезным образом.
В конце апреля в столице прошли XI Всероссийские юношеские чтения имени В. И. Вернадского. Их отличие от множества других молодежных научных форумов в том, что сюда попадают работы, отобранные в результате одноименного заочного конкурса.
Работы, поступающие на заочный тур по условиям конкурса, представляют собой законченное исследование со всеми атрибутами, присущими научным публикациям: постановка задачи, методика и результаты экспериментов, их обработка и обсуждение. При этом вовсе не обязательно, чтобы юный исследователь совершил какое-либо серьезное открытие. Хотя и такое возможно. Для устроителей чтений куда важнее другое: научить школьников исследовательскому мышлению.
От других юношеских исследовательских конкурсов чтения им. В. И. Вернадского отличаются еще и тем, что все до одной присланные на заочный тур работы попадают на рецензию к известным специалистам из институтов Академии наук и ведущих вузов. И рецензии получают все участники конкурса! Это дает юным исследователям возможность узнать профессиональное мнение о своей работе, наладить связь со специалистами и получить не только отзыв, но и в случае необходимости квалифицированную помощь и доброжелательный совет. Нередки случаи, когда после рецензирования наши авторы дорабатывают свои исследования, присылают их повторно и проходят во второй тур.
Наконец, еще одна важнейшая особенность чтений: лучшие работы печатаются в специальном сборнике и становятся официальными научными публикациями. Практически ни один другой юношеский научный конкурс таким результатом похвастаться не может. Названия статей, вошедших в сборник нынешнего года, говорят сами за себя: "Возможность картирования кварц-баритовой жилы методом магниторазведки", "Получение липолитического фермента микробного происхождения для промышленного гидролиза жиров", "Апробация новой методики обработки данных по интенсивности кормления птенцов на примере береговой ласточки (Riparia riparia L.)", "Геоботанический профиль горного Крыма от Мисхора до Бахчисарая", "Скрининг делеций 7, 8 экзонов гена SMNt у больных спинальной амиотрофией из Башкортостана", "Из лексики цветообозначений в современном русском языке (на основе названий цвета легковых автомобилей)", "Символика московского метрополитена", "Из истории нижнепечорской деревни Ангох (Андег)". Напомним, что это работы школьников!
Свою историю юношеские чтения им. В. И. Вернадского ведут с 1993 года, когда в Доме научно-технического творчества молодежи московского городского Дворца творчества детей и юношества и школы № 1333 "Донская гимназия" (сейчас лицей № 1553 "Лицей на Донской"), в рамках программы "Поиск", была проведена юношеская научно-практическая конференция - первые юношеские чтения им. В. И. Вернадского.
С тех пор количество участников чтений постоянно растет. В очном туре чтений нынешнего года приняли участие более 450 авторов, представляющих почти полторы сотни школ, колледжей, кружков и образовательных центров из 89 городов и населенных пунктов России. Чтения поддержали Российская академия наук, Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского, Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования города Москвы и его Южное окружное управление и другие организации.
Главная задача конкурса им. В. И. Вернадского состоит в том, чтобы всем его участникам захотелось и дальше работать в выбранной ими области, исследовать такой прекрасный и многогранный мир вокруг нас, делиться друг с другом своими достижениями.
В нынешнем году среди награжденных лауреатов конкурса были и те, кто получил годовую подписку на журнал "Наука и жизнь".
Читайте в любое время