Свободный полёт
Кандидат технических наук Дмитрий Зыков. Фото автора
Увлекательное дело — летать на самолёте. Или на вертолёте. Но только не пассажиром, а пилотом. Да вот беда, не каждому это удаётся.
Нескольких часов тренировок на симуляторе хватит для того, чтобы более или менее уверенно держать модель в воздухе и сажать на землю, не поранив при этом зрителей, включая кошек и собак. Кстати, этим домашним питомцам дроны очень нравятся, они их с удовольствием сбивают на лету и ловят при взлёте и посадке. Домашние тренировки, конечно, полезны, но ещё лучше найти клуб моделистов и позаниматься с инструктором, — это значительно сократит общее количество потерь материальной части в дальнейшем. В Москве, например, таких клубов сейчас около тридцати.Но вот вы научились управлять летательным аппаратом на компьютере и решили запустить реальную модель в свободный полёт. Попробуйте для начала потренироваться не на большой сложной машине, а на маленькой тренировочной модели, простой в управлении и, самое главное, сделанной из пенопласта и деревянных реечек. Бить-колотить вы её всё равно будете, несмотря на первоначальный курс компьютерного обучения. Но её хотя бы не так жалко, как большую, сложную (и дорогую). Несложную модель, как правило, довольно просто отремонтировать. Первые тренировки лучше всего проводить в просторном помещении, где нет ветра и полёту ничто не будет мешать. Например, в школьном спортзале.
Управлять моделью самолёта сложнее, чем миниатюрным вертолётом. Поэтому начать, может быть, лучше именно с вертолёта, и не с любого, а с квадрокоптера.
Квадрокоптеры относятся к так называемым многовинтовым вертолётам, или мультикоптерам. Самый первый реально летавший мультикоптер создал в Америке русский конструктор Георгий Ботезат. Свой вертолёт он испытал в 1922 году. Но дальше дело не пошло, появились другие конструкции и о квадрокоптерах надолго забыли. Новое их рождение пришлось на начало нынешнего века. Правда, не в виде пассажирских или грузовых вертолётов, а в виде небольших беспилотников. Несмотря на то что у мультикоптеров винтов и двигателей больше, чем у обычных вертолётов, по кон-струкции они значительно проще, проще ими и управлять. Половина винтов дрона вращается по часовой стрелке, половина — против. В противном случае машинка будет крутиться на месте. Чтобы мультикоптер с четырьмя винтами (это и есть квадрокоптер) взлетел, нужно синхронно повысить обороты всех винтов; чтобы полетел в сторону — увеличить число оборотов двух винтов с одного борта (для смещения вправо увеличивают скорость левых по ходу винтов, и наоборот). А чтобы заставить дрон вертеться на месте, следует нарастить обороты винтов, сидящих на диагонали.
В небо с видеокамерой
Теперь вы почти подошли к тому ощущению полёта, которого упорно добивались в процессе обучения. Будем считать, что вы научились летать на маленьких моделях и решили выйти на открытый воздух, чтобы запускать модели покрупнее. Первые полёты лучше выполнять в режиме «визуального контроля», то есть расстояние до модели должно быть таким, чтобы вы хорошо её видели и следили за её перемещением в пространстве.
К радиоуправляемым моделям можно прикреплять миниатюрные видеокамеры. Представьте, как управляемый вами самолёт, снабжённый камерой, снимает с высоты знакомые места, а потом вы смотрите этот «фильм» на компьютере, скачав запись из памяти видеокамеры. Ещё интереснее установить видеокамеру на вертолёт или квадрокоптер. Ведь самолёт, чтобы держаться в воздухе, должен постоянно двигаться, а вертолёт может зависнуть на месте, чтобы камера могла детально отснять самые интересные ландшафты.
А можно ли увидеть, что попадает в кадр видеокамеры прямо во время полёта? Оказывается, можно, есть и такие системы. В них видеокамера (или несколько камер), установленная на беспилотнике, соединена с миниатюрным компьютером. Сигнал с этого комплекса передаётся на компьютер на земле. Изображение выводится на экран, и пилот может управлять полётом, даже если модель с земли не видна. Нужно только не упустить её за пределы дальности связи: в простых моделях это 100—200 м, в более сложных дистанция может достигать нескольких километров.
И всё-таки экран компьютера полного ощущения полёта не передаёт. Зато если вместо компьютерного дисплея использовать очки виртуальной реальности, то эффект присутствия за штурвалом летящего воздушного корабля почти гарантирован. Вам не будет хватать только ускорений и кренов, но видеть вы будете именно то, что видел бы пилот, управляющий аппаратом. Для любительских полётов этого более чем достаточно.
Современные беспилотники — это не только игрушки или спортивные снаряды. Сложными и ответственными полётами руководят не любители, а профессиональные операторы, в распоряжении которых есть специальные рабочие станции управления с мощным компьютером, джойстиками, системой связи и большим экраном, на котором видно, где находится беспилотник и что «видят» его камеры. С помощью беспилотных летательных аппаратов проводят аэрофотосъёмку, проверяют линии электропередачи, контролируют трубопроводы, ищут потерпевших кораблекрушение. Ну и, конечно, военные используют их как самолёты-разведчики. Но это уже другая история.
Статьи по теме
- БЕСПИЛОТНЫЕ САМОЛЕТЫ: МАКСИМУМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
- Беспилотники и батискафы для Арктики
- Судьба российских беспилотников
- Невесомость по-сколковски
Читайте в любое время