Вся история одной связи
Евгений Константинов. Фото автора
Музейное собрание телефонной аппаратуры — это зеркало времени, отражающее одновременно развитие электротехнического прогресса и бытового дизайна за последний век с четвертью.
В 1871 году он всё-таки подал заявку на патент «телектрофона», но вернуть чертежи не смог. Лишь в 1887 году суд Нью-Йорка подтвердил право Меуччи на изобретение телефона, однако срок действия патента к тому моменту уже истёк. Окончательную точку в споре о первенстве поставил Конгресс США, признав итальянца первым изобретателем телефона специальной резолюцией от 11 июня 2002 года. Вот только на практике развить идею телефонной связи первым смог всё же Александр Белл.Несметные сокровища
Эволюция телефона оставляла за собой не только осязаемые следы в науке и технике, но и многочисленные артефакты, достойные занять место в музейной коллекции. Благодаря тому что телефонная аппаратура была недешёвой, высокотехнологичной, долговечной и стационарной, до наших дней сохранилось немало интересного.
Крупнейший на сегодняшний день в России Музей истории телефона существует менее пяти лет, но его сокровищ хватает сразу на две постоянные экспозиции, причём в разных городах — Москве и Санкт-Петербурге. Филиал в Северной столице, открывшийся позапрошлой весной, устроен по принципу современного и высокотехнологичного публичного технического музея, а московский — базируется в офисе телекоммуникационной компании «Мастертел», где всё и начиналось, — старт музею дала коллекция её генерального директора. Поэтому московское отделение музея для посетителей открыто только по выходным. Исторические ценности собраны в нескольких залах и занимают подобающее им место в застеклённых витринах. Многие аппараты и приспособления сохранили работоспособность. Полностью коллекция представлена и в интернете telhistory.ru.
Впрочем, со времени появления дисковых номеронабирателей принципиальное устройство телефонных аппаратов практически не изменилось: для общения в телефонной сети достаточно всего трёх электромеханических компонентов — это микрофон, динамик и рычажный переключатель. У последнего две функции: подключать аппарат к сети при снятой трубке и посылать электрические импульсы при наборе номера, — номеронабиратель подключён непосредственно к нему в качестве периферийного устройства. Благодаря всему этому старые телефоны способны по-прежнему работать в стационарных городских сетях: современные АТС продолжают поддерживать импульсный набор номера.
Перекрёстки истории
Музейная экспозиция затягивает в круговорот истории, в котором обнаруживаешь массу неожиданно знакомых имён, параллелей и поворотов сюжета. Вот, например, настенный аппарат Ericsson самого начала ХХ века. А рядом — «Красная заря» уже советских времён — как говорится, найдите отличия. Неожиданно, но это вовсе не копия удачного западного образца, каких было немало во всех передовых отраслях социалистической промышленности. Всё намного интереснее. Ближе к концу XIX века небольшая мастерская Ларса Магнуса Эрикссона в центре Стокгольма выросла в крупнейшую европейскую компанию по производству телефонов, ставшую главным глобальным конкурентом заокеанской фирмы Александра Белла. Это позволило шведам получить фантастически перспективный заказ на телефонизацию Российской империи, а созданное Русско-шведско-датское акционерное общество взялось за дело с энтузиазмом, и для удовлетворения потребностей российского рынка в телефонном оборудовании в 1899 году в Петербурге был открыт первый зарубежный завод Ericsson. На рубеже веков в России работало больше сотрудников шведской фирмы, чем в самой Швеции, и всерьёз обсуждался вопрос о переносе её штаб-квартиры в Санкт-Петербург. Российский завод Ericsson национализировали в 1919-м и вскоре переименовали в «Красную зарю», но ассортимент продукции ещё многие годы сохранялся прежний.
Телефонные аппараты недолго оставались чисто техническими приспособлениями и ещё в XIX веке стали превращаться в модные арт-объекты. Эксперименты с формой и материалами трубок и дорогая отделка корпусов появились намного раньше, чем понятие «маркетинговый ход». Характерная форма многих популярных аппаратов дала им закрепившиеся в истории прозвища — «паук», «скелет», «кофемолка», «копыто», «кастет»... Не очень благозвучно? Зато метко! А меж тем это были весьма совершенные для своего времени приборы.
Статьи по теме
Читайте в любое время