Неграмотность — почему?
Кандидат психологических наук Людмила Ясюкова
Школьники 50—60-х годов прошлого века читали больше и писали много грамотнее, хотя родители практически не помогали им в учёбе.
Что же происходит?Когда детей на начальном этапе формирования навыка чтения заставляют читать громко вслух и упор делается на скорость, тренируется только операция озвучивания текста, но не его понимания. Происходит расщепление навыков: дети учатся бегло озвучивать тексты, не понимая того, что читают. При этом педагогическую проверку техники чтения они проходят без труда. Считается, что читать они умеют.
В той же лаборатории социальной психологии Санкт-Петербурга проводили и такой эксперимент: взрослым людям предлагали громко, выразительно читать газетные статьи или научные доклады, а затем их просили изложить суть прочитанного. Все испытывали затруднения с воспроизведением смысла. Когда те же люди читали аналогичные тексты молча, затруднений в выделении основных смысловых моментов или в пересказе не возникало.
Какие варианты освоения способности читать наблюдаются у школьников? О полноценном беглом чтении можно говорить, если смысловой единицей восприятия становится целое предложение. Тогда ребёнок схватывает его смысл, легко понимает любые тексты и умеет грамотно писать. Но в начальной школе таких набирается не более двух-трёх на класс.
Значительно чаще в качестве смысловой единицы восприятия текста у школьников выступает отдельное слово или словосочетание. Но в этом случае смысл предложения доходит не сразу, а как бы складывается из двух-трёх кусков. Подобный навык чтения — неполноценен. Дойдя до конца предложения, школьники не помнят, с чего всё начиналось.
Простые тексты на знакомые темы дети ещё понимают, но стилистически сложные предложения, характерные для литературных произведений, — с трудом, частично или искажённо. Описания природы или душевного состояния героев тоже оказываются за рамками понимания.
С диктантами школьники справляются успешнее, чем с сочинениями. Ведь в диктанте не требуется самому выстраивать фразы. А в сочинениях неверные навыки сразу проявляются: отсюда масса ошибок по согласованию и столько же стандартных орфографических ошибок.
Получается, что те школьники, кто успешно прошёл педагогическую проверку техники чтения, в действительности текст не воспринимают. А если так, то, естественно, ухудшается усвоение материала всех предметов.
В том, что современная молодёжь не читает, виноваты в основном не компьютеры и телевизор, а программы начальной школы. Если в школу приходит ребёнок, не умеющий читать, таким он школу и покинет.
Наши исследования показали: идёт постоянное падение грамотности. Сегодня лишь треть выпускников 11-х классов может понимать содержание научных и литературных текстов. Остальные не только не в состоянии учиться дальше, но у них возникают серьёзные проблемы в выборе работы: некоторые профессии, даже не требующие высшего образования, предполагают понимание написанного. Кстати, и литература, в том числе и художественная, доступна им уже не вся.
Какой же вывод можно сделать? Самый простой: вернуться к той методике преподавания, которая обеспечивала правильное восприятие текста и при которой школьники писали много грамотнее нынешних.
Хотелось бы услышать мнение преподавателей на эту тему.
Читайте в любое время