ШАХМАТНЫЕ МОНСТРЫ
Кандидат технических наук Е. ГИК, мастер спорта по шахматам.
Шахматные композиторы похожи на писателей-фантастов: они тоже придумывают ситуации, которые никогда не возникали в реальности. А иногда шахматная фантазия уносит их совсем в необычный, сказочный мир фигур и пешек. Вот, к примеру, позиции-монстры: у одной из сторон полный набор из 16 фигур и пешек, а у другой - лишь бедный король, которого сопровождает одна-единственная пешка, в крайнем случае - легкая фигура. Жуткая картина! Да, позиции необычные, необычнее некуда...
Настоящий игрок сумеет выкрутиться из любого, самого щекотливого положения. Тем и привлекательны шахматы, что в них всегда можно надеяться на удачу. Даже если у вас осталась одна фигура или пешка против вооруженной до зубов неприятельской армии, не стоит отчаиваться.
ПЕШКА ПРОТИВ ВСЕХ ФИГУР О. Блаты, 1922Мат в 12 ходов
Черным фигурам тесновато, но белой пешке надо спешить - клубок вот-вот распутается. 1. f4 Фа1 2. f5 а2 3. f6 Ка3 4. f7 Сb1. Не годится 4...Кc4 5. f8Ф Ке5 6. Фа8 Кg4+ 7. Кр:B. -5-. f8Ф Лс2 6. Фf3 Лed2 7. Ф:B+ Кре2 8. ФB+ Крf1 9. Крg3! Кс4. Или 9...Лс1 10. Крf3. 10. ФB+ Кре2 11. Крg2 и 12. Фf1-x.
Ловкая пешка может справиться со всей армией противника и не превращаясь в ферзя - вполне годятся ладья, слон или конь.
О. Блаты, 1922Мат в 6 ходов
Две черные пешки уже успели стать ладьями. 1. b8Л! Превращение в ферзя или слона ведет к пату, при появлении коня тоже ничья. 1...Кf7 2. Крf4 КрB 3. Лf8 КрB 4. Л:f7 КрB 5. Лf6! КрB 6. Лh6-x.
Прошло более полувека, и оба превращения были соединены вместе.
Б. Сидоров, 1980Мат в 3 хода независимо от того, кто начинает
Ход белых: 1. d8Л! Кра5 2. Лd6 Кра4 3. Ла6-x; ход черных: 1. Кра5 d8Ф+! 2. Кра6 Фb8 3. Кра5 Фа7-x.
Ю. Бухвальд, 1964Мат в 4 хода
Здесь пешка превращается то в ферзя, а то в коня или слона. 1. Крс7 Се4. При 1. Кра8 или 1. Крс8 этот маневр слона решил бы дело в пользу черных. 2. b8Ф и 3. Ф:b6(b7)-x.
Упорнее 1...с2! Ладья выбирается на свободу, и кажется, что за оставшиеся три хода короля никак не заматовать: 2. b8Ф Лс3+ 3. Крd8 Лс8+. Но белые придумывают невероятный ход... 2. Крb8!! Черный слон заперт, и теперь король спокойно направляется в угол доски. Грозит смертельное 3. Кра8 и 4. b8К-x-! Не помогает 2...Лс3 3. Кра8 Лс8+ 4. bcФ(С)-x!
О. Блаты, 1922Выигрыш
Для разнообразия - этюд с тем же соотношением сил.
1. Кр:е1 Фа1. Выбора нет. -2. B! Пешка продвигается всего на одно поле вперед, хитрость обнаружится позднее. 2...Фа2 3. B Фа1 4. B Фа2 5. h6 Фа1 6. h7 Фа2 7. h8К!! Пешка даже не желает становиться ферзем. Теперь новоявленный конь проходит по маршруту 8-15. Кf7-е5-d7:с5-е4-d6:с4-а5 и, наконец, 16. К:b3-x. Одна пешка справилась со всеми черными фигурами!
Мат оказался возможен благодаря сдержанности белых на втором ходу; если бы пешка пошла B-B сразу, то всякий раз, когда сменивший ее конь нападал бы на b3, черный ферзь защищал бы это поле с а2.
Если у вас остался один пехотинец против всех фигур соперника, то необязательно огорчать его, объявлять мат королю. Можно ограничиться и мирным исходом...
А. Ройкрофт, 1957Ничья
Король белых запатован, осталось избавиться от пешки.
1. с7 f5 2. с8Ф! Но не 2. с8Л? Сс3 3. Л:с3 Фg7Х. 2...Сс3 3. Ф:f5+, и белые легко отдают ферзя.
Имеется и другое превращение: 1...g5 2. с8Л! А теперь не 3. с8Ф? Кра1! 3. Фс1+ b1Ф+ 4. Ф:b1+ С:b1x. 2...Кра1 3. Лс2! Сс4. Не помогает 3...Кg6 из-за 4. Лс1+! 4. Лс1+ Кра2 5. Ла1+ Крb3 6. Ла3+ Крс2 7. Лс3+ Крd2 8. Лс2+, и вечное преследование черного короля можно прекратить, только патуя белого.
Б. Линдгрен,- 1978Ничья
В предыдущей позиции король белых был запатован, и у них нашлось время избавиться от пешки. Но тут - поразительный случай! - король находится в гордом одиночестве. В его распоряжении есть поля d2 и е1, и задача белых, избавляясь от превращенной фигуры, сдвинуть с места коня b4.
1. fgС!! е6! 2. С:е6 Лf7! 3. С:f7 d3 4. Сg6. Грозит 5. С:d3+ К:d3 пат. 4...Кс2 5. С:d3, и, чтобы избежать мата, черные вынуждены сыграть либо 5...Лс4 6. С:с2+ Л:с2, либо 5...Лd4 с патом.
Н. Бакке, 1970Ничья
Еще один мирный сюжет. 1. е8К! g1К+! 2. КрB f1К+! 3. Кр:g1 f2+ 4. КрB Кg3+ 5. КрB f1К+! В ответ на появление одного белого коня черные выставили сразу трех своих, но, умело лавируя между ними, король убегает от преследования. 6. КрB Кс4. Защищаясь от мата, но не от вечного шаха. 7. Кс7+ Крb6 8. К:а8+ Кра6 9. Кс7+. Ничья.
А. Златанов, 1993Ничья
1. f8К! ФB 2. Ке6 Сg2. Или 2...с4 3. Кd4 Сg2 4. Кс2+ Крf1 5. Ке3+ с вечным шахом. 3. К:с5 Крf1. Пешка "f" неподвижна из-за 4. Кd3x, но, может быть, одна из пешек "е" или "d" станет ферзем? 4. Ке4!, и не годится ни 4...е1Ф, ни 4...Ле1 ввиду 5. К:g3x. Приходится идти королем обратно. 4...Кре1 5. Кс5 Крf1 6. Ке4. Уникально: позиционная ничья при фантастическом материальном перевесе!
ФИГУРА ПРОТИВ НЕПРИЯТЕЛЬСКОЙ АРМИИЕсли одна пешка может оказать достойное сопротивление всей неприятельской армии, даже одолеть ее, то о фигуре и говорить нечего.
А. Златанов, 1987Ничья
Напоминает предыдущую позицию Златанова, только пешка уже стала конем. 1. Кd7 Фb2. Если 1...b2, то 2. Кf6 b3 3. К:B Сd6 4. Кg3+ С:g3 пат. 2. Кf6 Лс1 3. К:B Леd1 4. КрB! Крe1 5. Кf4! Крf1 6. КB c позиционной ничьей.
Другой симпатичный вариант: 3. Кd5! Леd1. Но не 3...d1К? 4. КрB B 5. КрB B 6. КрB Кe3 7. К:e3x. 4. Ке3+ Кре1 5. Кg2+ Крf1 6. Кe3+ c вечным шахом.
А. Карпентер, 1915Выигрыш
Да, не всегда полному комплекту фигур удается спастись против одной фигуры противника. Любопытно, что в данном гротеске расположение черных полностью копирует расстановку белых перед началом партии.
1. Кс6 Ка-3! Или- 1...Кс3 2. Ке5!, 1...Кf3 2. Кb4! 2. Кb4! Одна неточность - 2. Ке5? Кс4+! 3. К:с4 b1Ф или 2. Кd4? Кb5+ 3. К:b5 b1Ф, и выигрывают черные. 2...Кс4+ 3. Кре6 Ке5 4. Кр:е5 Кf3+ 5. Крd5 Ке5 6. Кр:е5 b1Ф 7. Кd3-x.
О. Блаты, 1922Мат в 12 ходов
1. Кf4+ Крс5 2. Ке6+ Крd5 3. К:с7+ Крс5 4. К:а6+ Крd5 5. Кс7+ Крс5 6. Ке6+ Крd5 7. Кf4+ Крс5 8. Кре4 d5+ 9. Кре5 Сf6+ 10. Кре6 Кd8+ 11. Крd7 и 12. Кd3-x. Медленно, но верно конь добился своего.
Б. Сидоров, 1981Ничья
А вот позиция, где полный комплект фигур еле-еле удерживается против единственного слона противника. Если белые защитят своего коня с7, у них будет все в порядке. Но достигая своей цели, они волей-неволей спасают и противника.
1. СB! С:B 2. g3! С:g3 3. Лf4 С:f4 4. d6 С:d6 5. ФB С:B 6. Ле5 С:е5 7. Кb5 СB 8. f6 С:с7+ 9. К:с7 пат.
До сих пор в паре с белым королем выступали пешка, слон или конь. Тем более уверенно может противостоять всей неприятельской армии одна ладья.
А. Ханян, 2000Мат в 11 ходов
1. Крс7. С угрозой 2. Ла1-x. -1...ЛB! 2. Л:B Кg1! 3. Л:g1 Сe1! 4. Л:e1 c1Ф 5. Л:c1 Сb1. На 5...Сс2 мат дается быстрее: 6. Л:с2 ЛB 7. Л:B e2 8. Л:e2 Фe7(f8) 9. Лa2+ Фa3 10. Л:a3-x. -6. Л:b1 ЛB 7. Л:B Фh8. Хоть и дорогой ценой, но черным наконец удалось взять под надежный контроль поле а1, однако беда приходит с другой стороны. 8. Л:h8. Грозит 9. Крb6 и 10. Л:d8-x. -8...Фа7 9. ЛB Кb7. Жертва коня только оттягивает неизбежный мат. 10. Ла2+ Ка5 11. Л:а5-x.
ГОЛЫЙ КОРОЛЬИспанский король Карлос I, правивший в середине ХVI века, поощрял увлечение шахматами среди своих придворных. Но будучи человеком, облеченным абсолютной властью, он считал себя вправе вносить изменения в правила игры. Как утверждают историки, в 1547 году Карлос I подписал указ "О голом короле", - согласно которому, если у игрока остается один король, то партнер не имеет права атаковать его и обязан тут же соглашаться на ничью.
Предлагаемые диаграммы наводят на мысль, что шахматное нововведение испанского монарха имело свой резон. Конечно, если у вас остался один-единственный король, а у соперника весь комплект фигур и пешек, то придется расстаться с мыслями о победе и смириться с ничьей. Вспомним сначала одну простую, "обычную" позицию - самую первую диаграмму в рассказе "Конь-путешественник": король занимает черное поле с1 и успешно противостоит неприятельскому коню. Немного юмора, и эта учебная позиция попадает в разряд необычных.
Б. Сидоров, 1982Ничья
1. Крf1! b4 2. Кр:f2. Только теперь можно взять пешку. 2...b5 3. Крf1 Кb6 4. Крf2 Кd5 5. Крf1 Ке3+ 6. Крf2 Кg4+ 7. Крf1 КB+ 8. Крf2 Кf3 9. Крf1! с ничьей. Проигрывает 1. Кр:f2?, так как в этом случае на 5. Крf2 последует 5...Ке3!, и клубок черных фигур распутывается.
Иногда полному комплекту фигур все же удается справиться с голым королем, но с превеликим трудом.
Я. Квик, 1958Мат в 4 хода
Собственные пешки мешают белым приблизиться к черному королю. Но трижды их фигуры прокладывают путь для ферзя. 1. Лh7! Крe1 2. Сa8! Крf1 3. Фb7! Крe1 4. ФBx, или 1...Крс1 2. Сh8! Крb1 3. Фg7! Крc1 4. Фa1-x. На сей раз героический король не выдержал осаду армии соперника, вооруженной до зубов.
О. Вюрцбург, 1922Мат в 2 хода
Решает самый нелепый ход 1. Лd1!, и на какое бы черное поле ни отступил черный король, он тут же будет заматован.
Осталось сказать, что монстрами часто называют и такие задачи, в которых мат ставится в 100, 200, а то и в большее число ходов. Белые многократно повторяют какой-нибудь хитрый маневр, вынуждая противника продвигать пешки до полного истощения ходов. Ограничимся одним таким "ужастиком", а то нам просто не хватит места.
Н. Петрович, 1969Мат в 270 ходов
1. Сb1 B 2. Крa4! Крa8. Далее черный король выжидает события, перемещаясь по полям а7 и а8. 3. Крa3 4. Крa2 5. Кра1 6. Са2. Когда белый король стоит недалеко от поля с2, слон может покинуть диагональ b1-h7, так как d3-d2 неопасно. 7. Крb1 8. Крc1 9. Сb1 10. Крd1 11. Крe1 12. Крf1 13. Крf2 14. Крe1 15. Крd1 16. Крc1 17. Сa2 18. Крb1 19. Крa1 20. Сb1 21. Крa2 22. Крa3 23. Крa4 24. Крa5 f5. Нельзя 24...Кра8 из-за 25. Кра6, и 23-ходовый маневр белых вынудил продвижение пешки. У черных пешек еще десять возможностей сдвинуться с места, и они исчерпываются после 23x10=230 ходов. 254. Кра5 Крс8 255. Кра6 f2 256. b7+ Крd7 257. b8Ф f1Ф 258. Ф:e5 Ф:B 259. Фg7+ Крe6 260. Фg6+ Крe5 261. Сb8+ Крe4 262. Фc6+ Крe3 263. Ф:B Крf2 264. С:f4 Крe2 265. b6 d3 266. cd Крf2 267. Сc2 Крe2 268. Сd1+ Крf2 269. Фf3+ Крg1 270. Сe3-x.
Кандидат технических наук Е. ГИК, мастер спорта по шахматам.
Читайте в любое время