Пейзаж в потоке времени
Кандидат исторических наук Оксана Чурюканова
Девятнадцатое столетие получило название «золотого века» русской живописи благодаря пейзажным полотнам таких разных по настроению, но равновеликих по мастерству художников.
Первые русские пейзажисты могли обнаружить нечто, достойное их кисти, только в солнечной Италии, среди виноградников, пиний, скал и голубого неба. Но прошло совсем немного времени, и публика увидела на полотнах русских художников прилетевших ранней весной грачей, скромные московские дворики, просторные поля ржи и неповторимую игру света в берёзовых рощах — всё то, что окружало их в повседневной жизни.
Конечно, появление тюбиковых красок раскрепостило художников, позволило им выйти из мастерской и делать не только карандашные и акварельные наброски, но и этюды маслом. Живописцы могли работать при натуральном освещении и писать не обобщённые виды, а конкретные места, запечатлевать нужное состояние природы.
Но великий русский ботаник К. А. Тимирязев в статье «Естествознание и ландшафт», развивая мысль о единых корнях науки и искусства, утверждал, что пейзажная живопись достигла своего развития не случайно именно в XIX веке: то было время и бурного развития естествознания.
Эту же мысль высказал и другой великий учёный — Д. И. Менделеев в статье «Перед картиной Куинджи». Размышляя о том, как развивался жанр, он отмечал, что мастера прошлого видели в пейзаже лишь рамку для своих произведений, но как только человек обратил изучающий взгляд на природу, «из мёртвой и бесчувственной она стала живой, полной движения, скрытой энергии и красоты…». Заканчивая мысль, Менделеев пишет: «…быть может, придёт время, когда наш век будет считаться эпохой естествознания в философии и ландшафта — в живописи».
Предчувствие не обмануло учёного. Пейзажная живопись вошла в ряд ведущих жанров. И если распределить живописные холсты вдоль временнóй оси, можно увидеть воочию, какой рывок сделала отечественная школа — от первых декоративных изображений императорских дворцов и парков, от картин с роскошными видами Италии до полотен, воссоздающих пластическое богатство родной страны.
Такую возможность — проследить развитие жанра «вдоль временной оси» — получают посетители единственного в России Музея пейзажа.
Музей открыли в 1997 году в Плёсе — живописном городке Ивановской области, расположенном на правом — высоком — берегу Волги. Город уютно раскинулся на холмах, откуда открываются необыкновенно красивые виды на реку, на противоположный берег, на окрестности.
С Плёсом связано самое счастливое и самое плодотворное время в творчестве замечательного пейзажиста Исаака Левитана. Здесь появились на свет его наиболее известные полотна: «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Берёзовая роща», «Золотая осень. Слободка», «Тихая обитель», «Ветхий дворик», «Волга»… Серия этих картин, по словам М. В. Нестерова, принесла Левитану настоящую известность. Но, что важнее, в этих местах он обрёл свою неповторимую манеру — «Левитан открыл Плёс, Плёс открыл Левитана». Картины того периода с разнообразными видами украшают многие галереи страны.
«Когда-нибудь я скоплю денег, выкуплю свою мастерскую, и, когда стану старой калошей или умру, вы устроите в ней Дом пейзажа», — сказал как-то Левитан.
Мечта художника воплотилась в жизнь.
Музей пейзажа разместился в старинном особняке, принадлежавшем ранее купцам К. М. Грошеву и П. П. Подгорнову. Трёхэтажный, «под красной крышей дом» (о чём неоднократно упоминали современники) построен в конце XVIII века в стиле провинциального классицизма. Фасад его, обращённый к Волге, украшен лепниной. Это старейшее здание в нижней части Плёса, сохранившееся в прекрасном состоянии. Выбор здания для музея не случаен, — этот особняк запечатлел Левитан на картине «Вечер. Золотой Плёс».
Основу коллекции составили уникальные произведения конца XIX — начала ХХ века. Коллекция значительно расширилась за счёт большого раздела современного искусства — произведений живописи художников 1950—1980-х годов, переданных в дар музею Министерством культуры.
Художникам-передвижникам отведён отдельный зал, где экспонируются работы В. Д. Поленова, Н. Н. Дубовского, Н. А. Ярошенко, И. Н. Творожникова и А. А. Киселёва.
Большая подборка картин посвящена участникам творческого объединенения «Союз русских художников», инициаторами создания которого были С. А. Виноградов и В. В. Переплётчиков.
Самая значительная коллекция музея представлена полотнами художников так называемого левитановского круга, работавших в Плёсе. Они образовали своеобразную «колонию живописцев», нашедших в маленьком провинциальном городке идеальную натуру для «пейзажа настроения».
Посетители музея имеют возможность проследить и то, как развивался отечественный жанр в творчестве мастеров советского периода: Н. П. Крымова, С. А. Чуйкова, М. В. Куприянова, К. Н. Бритова, К. М. Максимова.
Традиции отечественной школы никогда не прерывались и продолжают развиваться, о чём свидетельствуют выставки лучших пейзажистов нашего времени. Недавно в музее состоялась персональная выставка народного художника России, главного художника МХАТ им. М. Горького Владимира Серебровского «Очарованье русского пейзажа», открывшаяся благодаря сотрудничеству работников музея и галереи Вересов.
Эта выставка стала логическим продолжением основной экспозиции — полотен, созданных мастерами прошлого, именно в них черпал вдохновение «романтический реалист» В. Г. Серебровский.
Картины Владимира Серебровского гармоничны и упорядочены особым образом. Деревья, травы, воды, облака, тени, отражения, блики образуют текучие формы, создавая впечатление постоянного движения, живого процесса. Пейзаж словно бы рождается на глазах зрителя, никогда не воплощаясь полностью и обещая продолжение. Если вернуться к картине завтра, то может даже показаться, что она изменилась — «самоорганизовалась». Наверное, именно это имел в виду выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейман, когда писал: «Созерцая закаты, волны в океане, хоровод звёзд на небе, мы испытываем не только эстетическое наслаждение. Созерцатель каким-то загадочным образом действует в унисон с аналитиком, и художественные формы изменяются под влиянием новых научных представлений о мире».
Значит, жанр пейзажа подарит нам ещё немало открытий.
***
Очевидно, между логикою исследователя природы и эстетическим чувством ценителя её красот есть какая-то внутренняя органическая связь.
К. А. Тимирязев
***
И быть может, придёт время, когда наш век будет считаться эпохой естествознания в философии и ландшафта — в живописи.
Д. И. Менделеев
Читайте в любое время