Знания + технологии = возможности

Роман Ершов. Записал Дмитрий Зыков. Фото Дмитрия Ушакова (ТемоЦентр)

От качества образования, полученного современными школьниками, зависит наше общее будущее, и, следовательно, отношение к нему должно быть наиболее взвешенным и аккуратным.

Главной целью нашей работы является оптимизация процесса предоставления государственных услуг в области образования. (Сказано сухо, но такова реальность, именно предоставлением таких услуг занимается Департамент образования города Москвы.) Под оптимизацией процесса мы понимаем комплекс работ, позволяющий снизить затраты на получение равнозначного результата. Если их удалось снизить, то значит, усилия предприняты не зря. Обычно в расчёт принимаются затраты трёх видов ресурсов — временны?х, материальных и человеческих. Если хотя бы по одному из показателей экономия видна — работа прошла правильно и результат достигнут. Если же использование информационных технологий не привело к оптимизации процесса, то смысла в нём не было, поскольку информатизация ради информатизации — пустая трата денег.

Что, на мой взгляд, можно привести в качестве примера удачной оптимизации? Сейчас московские школы практически полностью отказались от ведения бумажных дневников и классных журналов. Произошло это благодаря появлению специального электронного сервиса, который называется электронный дневник школьника — ЭД. Ученикам не нужно больше носить в школу бумажный дневник. Оценки учитель выставляет онлайн на компьютере, они сразу же попадают и в классный журнал и учитываются в статистических документах школы. Учителю не нужно писать на доске домашнее задание и проверять, все ли ученики записали его. Задание вводится в журнал и автоматически оказывается на соответствующей странице. Доступ к заданиям имеют и ученики, и их родители, которым стало очень легко проверить задания и оценки собственных отпрысков, просто зайдя в соответствующие разделы ЭД.

Удобен такой вариант работы и для директора школы. ЭД позволяет ему практически в режиме реального времени иметь информацию о работе педагогов. Например, он может получить данные об успеваемости в классе конкретного учителя.

Что это даёт учителям? С одной стороны, кажется, что не так много: экономию времени и сил на заполнение документов. Но с другой — эти время и силы учитель может потратить на свою главную работу — работу непосредственно с детьми.

Заметим, что в соответствии с действующими постановлениями правительства Москвы электронный журнал-дневник является полноценной заменой бумажного журнала, а для исполнения федерального закона об архивном деле (в архиве должны лежать бумажные версии документов образовательных учреждений) в ЭД сделана функция «распечатать» комплекты информации. Распечатки в стандартизированном виде прошиваются, подписываются и с печатью школы сдаются в архив. При этом сильно упрощается жизнь школы, исключается перегрузка учителя, завуча, директора административной работой.

Введение электронных сервисов позволило решить ещё одну сложную проблему — устройство первоклассников в школу. Если некоторое время назад в Москве, чтобы записать ребёнка в школу, приходилось выстаивать длинные очереди, то теперь такой проблемы просто нет. На портале госуслуг (pgu.mos.ru) есть специальный раздел, в котором запись проводится в течение нескольких минут. Сразу после принятия решения о зачислении ребёнка в школу информация направляется родителям. В случае если в выбранной вами школе классы уже полностью укомплектованы, вам предложат другую школу из расположенных в этом же районе. О пользе такого сервиса говорит статистика посещений страницы данного сервиса на московском портале госуслуг.

Сейчас мы формируем списки на новый учебный год и можем практически в режиме онлайн получать сведения о том, как в каждой (!) школе идёт комплектование классов. А раньше на это уходили дни. Резюмируя, хотел бы подчеркнуть, что, затратив определённую сумму один раз, мы экономим каждый год, каждый месяц, каждый час. Это примеры эффективной информатизации.

Ещё один пример деятельности «ТемоЦентра», не связанный напрямую с процессом обучения, — учёт финансов. В масштабах всего города есть так называемая универсальная автоматизированная система бюджетного учёта (УАИС Бюджетный учёт), разработанная Департаментом информационных технологий города Москвы. В Департаменте образования за её эксплуатацию отвечает «ТемоЦентр». УАИС объединяет весь бюджетный учёт всех госучреждений Москвы (это облачная технология).

Статьи по теме

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки