Выйти из сумрака
Евгений Константинов
Возможность видеть, куда едешь, — не просто элемент водительского комфорта, но прежде всего основа безопасности на дороге.
Тёмные ночи, короткие дни — под конец года автомобилистам всё больше приходится ездить, выхватывая дорогу фарами из тьмы и нащупывая себе путь лучами их света. Возможность видеть, куда едешь, — не просто элемент водительского комфорта, но прежде всего основа безопасности на дороге. Потому в тёмное время года так важна правильная работа бортовых световых приборов.
О том, что дорожная грязь, залепившая стёкла фар, многократно снижает их эффективность, можно долго не распространяться. Впрочем, ничего страшного в этом нет — автомобилисты уже давно придумали омыватели и очистители фар. Но даже если их на машине нет, справиться с проблемой поможет влажная тряпка или щётка. Хуже, когда фары потеряли былую яркость из-за коррозии на отражателе или помутнения внешнего стекла от многолетней ежедневной «обработки» взвешенным в пыльном воздухе дорожным абразивом. В первом случае поможет только замена фар. Во втором можно попробовать обойтись полировкой стёкол. Чаще и быстрее всего мутнеют пластиковые «стёкла», однако несложная и недолгая работа с полиролью для пластмасс вернёт им былую прозрачность. Правда, после этого имеет смысл заклеить свежеотполированные фары специальной защитной плёнкой. Кстати, нелишней будет такая защита и на новой машине.
Для тех, кто вынужден много ездить ночами, особенно в неблагоприятных условиях, штатного света автомобиля может оказаться мало даже с новыми фарами. И тогда появляется необходимость оснастить машину дополнительным светом.
Строго говоря, световые приборы серийного автомобиля справляются с задачей светить ровно в той же мере, с которой вся остальная машина справляется с задачей ехать по среднестатистической дороге. А любое усовершенствование — это попытка приспособиться к конкретным специфическим условиям. Дополнительные световые приборы делают ночное путешествие комфортнее и безопаснее. И они тем важнее, чем больше ожидается ночных поездок.
Дополнительные фары могут показаться с виду одинаковыми. Это не так. Существует много типов автомобильных световых приборов разного назначения. В зависимости от этого они должны создавать разный световой поток и устанавливаться на определённые места машины, чтобы высвечивать именно то, чего от них хочет водитель. Именно поэтому путать дополнительные фары разных типов и ставить одни вместо других нельзя. Кроме того, дополнительный свет нужно настраивать. Неправильно расположенные и криво настроенные фары на дороге будут только вредить.
Для борьбы с погодой
Когда идёт дождь, снег или ложится пелена тумана, свет головных фар отражается от частичек воды в воздухе и слепит водителя. Попытка пробить ненастье дальним светом лишь усиливает эффект самоослепления. В такой ситуации и выручают противотуманные фары. Они формируют широкий и «плоский» световой пучок с резко очерченной верхней границей, направленный параллельно дороге намного ниже уровня водительских глаз. Благодаря этому противотуманный свет, равномерно высвечивая полотно дороги перед автомобилем, почти не отражается в лицо от капель или снежинок. А в тумане он в большинстве случаев и вовсе будет светить ниже его пелены, которая очень редко полностью ложится на землю. Именно поэтому чем ниже установлены противотуманные фары, тем больше от них толка. И наоборот, даже самые лучшие противотуманки окажутся бесполезны, будучи установленными на крыше: если оттуда их направлять вниз, они будут высвечивать яркую, но узкую полосу поперёк дороги. А если направлять вдаль, свет будет рассеиваться во мраке, не добираясь до поверхности земли. И в любом случае в дождь, снег и туман появится эффект самоослепления.
На дальние дистанции
В долгих ночных поездках по неосвещённым шоссе выручают дополнительные фары дальнего света. Они бывают двух типов — максимально дальнобойные прожекторы с узким лучом и те, что светят поближе, но дают более широкий поток. Первые предназначены для быстрой езды по скоростным магистралям. Их свет при дальности до километра направлен строго вперёд по полосе движения, так что на многорядных трассах с разделительной полосой почти не мешает встречным водителям и высвечивает крупные препятствия на большом расстоянии. Но на узком извилистом загородном шоссе такие прожекторы не позволяют хорошо видеть обочины и при этом начинают слепить встречных аж за полкилометра. Поэтому на большинстве наших дорог будет эффективнее другой тип дальних «допов», позволяющий хорошо видеть происходящее по сторонам от дорожного полотна и своевременно реагировать на выскакивающих из тьмы кошек, лосей и пешеходов. Фары этого типа должны давать поток несколько шире и дальше штатного дальнего света автомобиля, хорошо и ровно освещая пространство всей дороги метров на триста вперёд.
Статьи по теме
Читайте в любое время