Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Выйти из сумрака

Евгений Константинов

Возможность видеть, куда едешь, — не просто элемент водительского комфорта, но прежде всего основа безопасности на дороге.

Установить ксеноновые лампы в «обычные» фары не удастся. Во-первых, ксеноновые фары будут работать только при подключении через блок управления. А во-вторых, из-за того, что светящимся телом в газоразрядной лампе является плазма, для правильного светораспределения фары ей требуется иная форма рефлектора, нежели для лампы накаливания, либо специальная линза, формирующая световой поток. Иначе свет будет распространяться не так, как ему положено в автомобильной фаре.

На полупроводниках

Светодиодные источники получили широкое распространение на автомобилях не так давно, но за последнее время начали изрядно теснить и галоген, и ксенон. Прежде всего в сегменте дополнительных световых приборов. Причин тому несколько. Они существенно ярче ламп накаливания при той же мощности, не требуют дополнительных устройств для подключения и эксплуатации, в отличие от газоразрядных источников, и их проще герметизировать. Они абсолютно экологически безопасны. Плюс к этому человеческий глаз субъективно воспринимает светодиодный свет высокой цветовой температуры* (около 6000 К) контрастнее и ярче, чем он есть на самом деле. Такой «обман зрения» прекрасен и полезен, когда воздух прозрачен. Но по той же самой причине в дождь, туман, при снегопаде или пылевом облаке риск ослепить себя отражённым светом собственных фар выше, чем в случае с лампами накаливания, у которых цветовая температура находится в интервале 3000—3500 К. Это послужило причиной появления в последние годы светодиодных фар тёплого спектра. Но пока они ещё не стали массовыми.

Главный минус светодиодных фар — высокая цена. Отдельно взятые светодиоды стоят недорого, но работать сами по себе они не могут. Светодиодной лампе требуются встроенный блок питания и обязательно внешний радиатор — полупроводниковые источники света не любят перегрева. При этом, чтобы лампа могла работать при температуре +40оС, на каждые 5 Вт тепловой мощности светодиодов требуется 100 см2 площади радиатора. Именно поэтому полупроводниковые фары, как правило, выпускают в алюминиевом корпусе с развитыми рёбрами-холодильниками. И по той же самой причине на автомобиле такой свет лучше устанавливать на открытом продуваемом всеми ветрами месте, чем в глухой утеплённой нише.

Теперь, когда мы немного разобрались с типами и назначением источников света, применяемых на автомобиле, можно не откладывая начинать готовить машину к самому тёмному времени года. Чтобы любые призраки из сумрака были нипочём.

***

Субъективные особенности

Человеческое зрение — очень сложный механизм, и, подбирая себе дополнительные фары, нужно учитывать его особенности. Во-первых, в отличие, например, от фотоэкспонометра, для человека яркость — понятие относительное. Зрение легко адаптируется к общему уровню освещённости. Попав с яркого солнца в полумрак, человек сначала не видит почти ничего, но постепенно начинает выхватывать из тьмы всё новые и новые детали. Это получается тем лучше, чем ровнее свет, пусть даже он совсем тусклый. И вскоре, о чудо! Всё видно. Вспомните ясную лунную ночь — когда глаза привыкли, она кажется настолько светлой, что можно спокойно гулять по полю без фонарика. Зато при жёстком контрасте и резких светотеневых границах глаза адаптируются к наиболее ярким участкам. От этого всё, что попало в тень, проваливается в темноту. Как вокруг ночного костра, который как будто придаёт окружающей темноте дополнительную густоту. Благодаря таким особенностям ночного зрения ровный свет позволяет нам лучше ориентироваться в общей обстановке, когда важно рассмотреть детали и подробности происходящего вокруг. А светотеневые контрасты чётче обозначают рельеф и препятствия на дороге, особенно вдалеке. Кроме того, резкий луч позволяет находить «зацепки» для глаза там, где деталей почти нет, например искать заметённую колею в снежном поле. Что это означает? Только то, что у световых приборов должно быть чёткое разделение труда, а их подбор соответствовать поставленным задачам и назначению автомобиля.

Комментарии к статье

* Установка дополнительных фар и фонарей регламентирована стандартом ГОСТ 8769-75 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости». Однако на закрытых трассах спортивных соревнований, а также вне дорог общего пользования допускается использование дополнительных осветительных приборов, установленных и работающих иначе, чем описано в стандарте. Следует только помнить, что включать такие допы на дороге нельзя. Более того, сотрудники ГАИ вправе потребовать демонтировать любые дополнения, установленные на нештатных местах. Это, кстати, относится не только к фарам, но и к любимым владельцами внедорожников разнообразным отбойникам, не предусмотренным заводом-изготовителем.

Статьи по теме

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки