Бюро научно-технической информации. Январь 2016 №1. Птицы позавидуют

Популярный некогда лозунг «От модели — к планеру, с планера — на самолёт»похоже окончательно потерял актуальность.

Популярный некогда лозунг «От модели — к планеру, с планера — на самолёт»похоже окончательно потерял актуальность. И не в том дело, что авиамодельного mкружка днём с огнём не сыскать, а в том, что простые когда-то модели превратились теперь в полноценные беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Среди беспилотников появилось разделение на классы по типу (самолёты и вертолёты), по размеру и взлётному весу, по типу силовой установки, по назначению. Развитие этой техники в общих чертах повторяет развитие «большой» авиации, с той лишь разницей, что самолёты и способные летать вертолёты среди БПЛА появились практически одновременно. И так же, как и в большой авиации, несколько запоздали с вылетом конвертопланы — аппараты, способные взлететь, как вертолёт, а лететь — посамолётному. Но теперь появились и они.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Конвертоплан (а точнее, беспилотный авиационный комплекс) ЭРА-100 представляет собой малоразмерный аппарат вертикального взлёта и посадки, выполненный по схеме «тандем». Интересно, что силовая установка у этого беспилотника гибридного типа. Мотор-генератор вырабатывает электроэнергию, а четыре электрические силовые установки расположены в поворотных гондолах на концах крыльев. Подсчитано, что вес двигателя с запасом топлива меньше, чем вес аккумуляторов, обеспечивающих то же самое время пребывания аппарата в воздухе. Ну и, конечно, автономность комплекса оказывается почти неограниченной, не требуется источник питания для зарядки аккумуляторов. На фото: конвертоплан со снятой крышкой фюзеляжа, в правой части — двигатель силовой установки.

При взлёте винтовые группы ориентированы так, чтобы создавать вертикальную тягу, а при выходе на заданную высоту они поворачиваются и создают уже тягу горизонтальную. При посадке всё происходит в обратном порядке. В горизонтальном полёте подъёмная сила обеспечивается крыльями. Заметим, что никакой механизации на крыльях нет, она в данном случае просто не нужна, всё управление летательным аппаратом производится за счёт изменения тяги винтов и угла их установки. Новая машина сочетает в себе достоинства самолёта (высокая скорость и дальность полёта) и вертолёта — маневренность и возможность взлёта и посадки на ограниченную площадку.

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки