Жизнь — в движении…

Юрий Егоров. Фото автора

Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед» состоялся в девятнадцатый раз.

Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», организованный при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, состоялся в девятнадцатый раз. Участники из 38 регионов РФ и 18 стран мира собрались в Конгрессно-выставочном центре «Сокольники», чтобы представить свои работы.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Инженер из Троицка Валерий Дарьин уверен, что у сконструированного им махолёта большое будущее. Летом нынешнего года он планирует провести испытания действующей модели орнитоптера.
Гибридный двигатель для сверхлёгких самолетов, сконструированный Юрием Прибыльским.
Крохотный квадрокоптер, предназначенный для картографов и геодезистов, представили инженеры НПИ «Земинформ».
Лодка с импеллерным движителем уже испытана на воде. В роли испытателя выступил её изобретатель и обладатель патента Леонид Матросов. На «Архимеде» увидеть чудо-лодку «в действии» можно было на плакате, размещённом на стенде.
Насадка для пылесоса, запатентованная Маратом Шакировым, поможет с уборкой.
Система для преобразования энергии волн в электричество — придумано у нас, сделано на Тайване.
Возможности термопластмассы «Полиморфус» демонстрирует Софья Суворова.
Артём Слюсарев из города Дмитрова — конструктор ДАСЛ-112, универсальной гусеничной платформы.

Подражая птицам

О махолёте мечтают многие и давно. Инженер из наукограда Троицка Валерий Дарьин впервые продемонстрировал модель орнитоптера — махолёта, который, как птица, будет летать предельно экономно благодаря оптимизации четырёх параметров: массы и геометрии довольно сложного крыла, а также амплитуды и частоты его колебаний. Птицы сотни миллионов лет учились летать, пока не обрели легчайший полый скелет и многослойные оперённые крылья. Их летательный аппарат позволяет преодолевать пять—семь тысяч километров с минимальной «дозаправкой». Валерий Дарьин уверен, что, используя принципы, проверенные эволюцией, решил задачу создания махолёта. Изобретатель утверждает, что его орнитоптер не потребует аэродрома, так как сможет зависать, как вертолёт; будет экономичнее самолёта в 3 раза, а вертолёта — в 10 раз; идеальная экологичность, бесшумность, аэродинамическая уравновешенность — это и есть воздушный транспорт будущего.

Гибрид увеличивает мощность

Гибридный двигатель для сверхлёгких самолётов представили Юрий Прибыльский и Сергей Жиров, оба из МАИ. Силовая установка состоит из двухтактного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) мощностью 25 л. с. и сблокированного с ним электромотора на 10 кВт. Суммарная масса в сборе с трансмиссией, воздушным винтом и аккумулятором на 10 А·ч — 25 кг. Продолжительность совместной работы обоих двигателей в режиме максимальной мощности, необходимой на взлёте и в критических случаях, — не менее 120 секунд. В дальнейшем электромотор работает в режиме генератора мощностью 3 кВт. Для восстановления мощности аккумулятора требуется 600 секунд. ДВС обеспечивает постоянную тягу 20 л. с. Топливо — бензин А-95 в смеси с 2% двухтактного масла; расход 320 г/л в час. На самолёте устанавливаются два таких движка.

Вопрос центра тяжести

Ещё один оборудованный гироскопом агрегат показал представитель «Сколкова» Алекс Атаманов. Типичная, напичканная дорогущей электроникой и механикой безделушка — иначе не скажешь о квадрокоптере, на котором летать опасно, так как центр тяжести этого вертолёта находится выше плоскости вращения винтов. В пояснениях к проекту говорится, что это малогабаритный электровертолёт с ионно-полимерным аккумулятором, и, хотя он статически неустойчив, проблема решается с помощью изобретённой автоматической системы управления. Саму систему не показывают, а зря.

Вперёд, сквозь брызги

У чудо-лодки, которую создал владимирский инженер Леонид Матросов, спереди установлено некое устройство, которое толкает её вперёд с большой скоростью без винта, водомёта и прочих движителей. При ближайшем рассмотрении и после беседы с автором изобретения выяснилось, что лодку движет импеллер (крыльчатое колесо в кольце). Колесо тут не простое и находится в трубе, таким образом превращаясь в некий реактивный движитель и одновременно создавая воздушную подушку. В ближайшее время изобретатель обещает спустить на воду четырёхместную лодку с импеллерным движителем, способную экономно разогнаться до 100 км/ч.

Пылесос с бородой

Удивил московский изобретатель Марат Шакиров, показав бахромистую насадку для пылесоса. Зачем «борода»? Да для отсоса пыли из самых закрытых мест, например из механизмов роялей и пианино, с полок, где хранятся всевозможные безделушки и домашние раритеты. Прошёлся синтетической «бородой» — и не надо всё убирать-протирать. Изобретение запатентовано, так как через «бороду» не просто отсасывается пыль, бахрома собирает её за счёт собственной электризации. Саму же насадку легко очистить от прилипшей пыли, если отстыковать от шланга и шлангом же отсосать то, что пристало.

Энергия мелководья

В конце 70-х годов прошлого века в Энергетическом институте им. Г. М. Кржижановского (ЭНИН) разрабатывалась программа обуздания морских волн с целью получения электричества. В Махачкалинском филиале ЭНИН этой задачей вплотную занимался Владимир Лубановский. Он сделал огромный каплевидный поплавок со штоком и к нему добавил трубу с тяжёлым якорем на дне. Шток аккуратно входил в трубу — статор, а сам, под воздействием волн, становился ротором. Превратить возвратно-поступательное движение в электричество — задача для семиклассников. Словом, получилась волновая электростанция, которая тогда давала энергию бакенам, обозначающим подход к махачкалинской бухте и порту. И вот спустя почти 40 лет нечто подобное я увидел на стенде тайваньского раздела «Архимеда». Островитяне сделали не просто электроудочку с поплавком, а целый плот с несколькими генераторами, работающими по тому же принципу. Тайваньцы доказали, что энергию волн на прибрежных мелководьях можно использовать всюду, получая даровое электричество и никому не мешая.

Электровелосипед и правила соревнований

На стенде Университета машиностроения (МАМИ) показали электровелосипед. Я поинтересовался, что за мотор-колесо стоит на машине? Оказалось, немецкое, сертифицированное в строгом соответствии с правилами соревнований. А как же мотор-колёса, которые создал ещё в советские времена Василий Васильевич Шкондин? Он — пионер в этом деле, но правила соревнований — не его компетенция. Хотя изделия Шкондина были и остаются лучшими и могли бы стать конкурентом немецких мотор-колёс.

Гальваника для зуба

Тверская стоматологическая школа хорошо известна: недаром многие жители Москвы, где в каждом переулке есть дантистское заведение, ездят за 200 км в Тверь для высококачественного ремонта зубов. Одно плохо: тверские дантисты, впрочем, как и другие стоматологи, говорят на своём, никому не понятном языке. Скажите, может ли больной уже с флюсом осознать, что такое «устройство для таргентной наноимпрегнации при эндодонтическом лечении зубов»? Я попросил Владимира Опешко, известного представителя тверской стоматологической школы, соратника профессора В. А. Румянцева, расшифровать эту абракадабру. И выяснилось, что после обычного лечения зубов в каналах остаётся микробная биоплёнка, под которой продолжается чёрное дело. Через четыре-пять лет — снова пытки, но уже тяжёлые; иной раз зубы приходится удалять. Тверские врачи посредством введения внутриканально гальванического наноэлектрода под временную пломбу (таргентная наноимпрегнация) добиваются стерильного состояния зубов. Владимир Витальевич рассказал, что именно после такой гальванической обработки и снятия временной пломбы из зубов вымывается всё, что их может разрушать впоследствии.

Нагревай и лепи, что хочешь

Москвич Александр Суворов предлагает всем, кто с детства любит лепить всякую всячину из глины или пластилина, использовать изобретённую им термопластмассу «Полиморфус». Она не токсична, экологически чиста, о чём свидетельствует сертификат, и у неё есть огромный плюс: она становится пластичной при нагреве в горячей воде (до 65оС) и твердеет при комнатной температуре (20оС). Лепи что хочешь; хоть художественное, хоть тюнинговое. Затвердевшее изделие можно резать, сверлить, красить и расплавлять повторно.

Реанимация траншей

В селе Тургинове Тверской области прежде на мелиорированных землях выращивали лён. Теперь каналы заросли и превратились в канавы. Их необходимо реанимировать, но нужной для этого техники нет, а вручную как?

— Есть решение! — говорит Артём Слюсарев из города Дмитрова, конструктор универсальной гусеничной платформы с гидрообъёмной трансмиссией ДАСЛ-112.

Его вездеход потому так и называется, что ему нипочём заиленная и затопленная канава, а на прицепе он потянет мощное устройство, вырывающее растения по бокам и формирующее бруствер по профилю канала прошлых лет.

Подобные машины для строительства траншей есть в войсках, но они специфические и громоздкие, а тут — мощное тягло, которое можно перевозить на прицепе.

ДАСЛы потребуются везде, где надо возрождать мелиорацию, облагораживая землю-кормилицу.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки