Смута и воцарение Михаила Романова
Доктор исторических наук Генрих Иоффе
В истории государств есть события, лучше сказать явления, интерес к которым не ослабевает.
В истории государств есть события, лучше сказать явления, интерес к которым не ослабевает. Они поворачивали ход истории и открывали новые возможности развития больших человеческих сообществ. (В скобках заметим, что в том или ином виде эти явления повторяются. Не потому ли, что к разгадке их сути так и не подобрали ключа?) К подобным историческим явлениям, безусловно, относится Смутное время. Смута — слово, кажется, очень русское…
В 1598 году оборвался род легендарного новгородского князя Рюрика, давшего Руси множество великих князей и двух царей. Произошло это со смертью бездетного царя Фёдора Ивановича — сына первого русского царя Ивана Грозного. И теперь предстояло небывалое: избрание царя! «Подыскивателей», как тогда говорили, было немало. Среди них — бояре Романовы.
Никитичи
Кто они и где их исток? Темна вода в облацех... По родовым преданиям, далёкие предки их пришли в Москву то ли из Новгорода, то ли из… Пруссии. Так или иначе, но некий Андрей Кобыла и его брат Фёдор Шевляга в XIV веке служили у Семёна Гордого, князя Московского и великого князя Владимирского. Одного из сыновей Андрея Кобылы звали Фёдором Кошкой, и его дети носили фамилию Кошкиных. Кошкин по имени Захарий дал своим потомкам фамилию Захарьиных. Третий же сын одного из Захарьиных звался Юрием, и от него пошли Захарьины-Юрьевы. При Иване Грозном служил боярин Никита Захарьин-Юрьев, по отчеству был он Романовичем. Сестра Никиты, Анастасия Романовна, стала первой женой семнадцатилетнего тогда царя Ивана IV Васильевича. И Захарьины-Юрьевы отныне звались Захарьины-Юрьевы-Романовы. Первые две фамилии постепенно отпали, и вот перед русскими людьми предстали бояре Романовы...
Продолжение статьи читайте в номере журнала