ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В ИЮНЕ - ИЮЛЕ 2003 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба

В июне настоящая астрономическая ночь, можно сказать, вообще не наступает. Поздние вечерние сумерки переходят в раннее утро. В этом году летнее солнцестояние приходится на 21 июня (долгота дня - 17 ч 34 мин). Так что любителям остается наблюдать только яркие звезды, Луну, планеты.

Созвездия, которыми вы любовались в предыдущие месяцы (см. "Наука и жизнь" № 1, 2003 г. и №3, 2003 г.), неуклонно перемещаются к западу и одно за другим все раньше и раньше скрываются в вечерней заре. Так мы воспринимаем годовое движение Земли вокруг Солнца (хотя кажется, что это оно обращается вокруг нашей планеты).

Созвездие Возничего с красавицей Капеллой к началу июня уже опустилось к самому горизонту и видно теперь почти на севере. Близнецы наполовину скрылись за горизонтом, а Лев в своем вечном прыжке замер невысоко на западе. Одна-единственная яркая звезда украшает теперь южную часть небосвода - оранжевый Арктур (α Волопаса). Значительно ниже него, теряясь в вершинах деревьев, едва проглядывает Антарес (α Скорпиона). А на востоке уже полностью показался летне-осенний треугольник, по которому вы, вероятно, успели соскучиться (см. "Наука и жизнь" № 7, 2002 г.).

Взгляните на запад, там царит Юпитер. 1 и 2 июня он - самое яркое светило ночного неба. Еще два месяца назад этот гигант подолгу красовался высоко в небе. Теперь он склонится к закату и виден всего пару часов. Сатурн, располагающийся западнее, лишь только появится на темнеющем небе и уже скрывается за горизонтом. К началу июля также в течение очень короткого времени виден и Юпитер. А Сатурн зайдет за Солнце и исчезнет для нас на долгое время. Обе эти планеты будут на максимальном удалении от Земли: Юпитер - на 5,8 а.е., а Сатурн - на 10,0 а.е. Те, кто регулярно следит за планетами в телескоп, вероятно, заметили, что диск Юпитера, как и Сатурна, стал примерно на четверть меньше в диаметре, чем был зимой. К концу июля наблюдатели попрощаются на месяц-другой и с Юпитером.

Но вернемся к началу июня. Вскоре после захода Юпитера на востоке появится яркий и красивый Марс (примерно в 2 ч ночи по московскому времени в начале июня, а в июле - на час раньше). Все это время Марс будет перемещаться прямым движением (с востока на запад), переходя из созвездия Козерога в Водолей. Блеск планеты быстро, заметно увеличивается. Объясняется это тем, что Земля, мчась по своей орбите, догоняет "тихоходный" Марс. Планеты сближаются - не за горами противостояние . Этим словом обозначают момент, когда внешние планеты (те, орбиты которых лежат дальше от Солнца, чем земная) оказываются на продолжении прямой, соединяющей Землю и Солнце. В случае с Марсом такое происходит не так уж редко - примерно раз в полтора года. Но из-за значительной вытянутости орбиты Марс раз в 15 лет оказывается ближе к Земле, чем обычно. Такие противостояния называют Великими. Именно Великое противостояние ждет нас в этом году.

Астрономы и любители астрономии обычно ждут этого события и заранее готовятся к нему. Во время Великих противостояний раскрываются редчайшие возможности для наблюдений. Даже небольшой, но хорошего качества телескоп может показать множество деталей на поверхности Марса. Именно на поверхности планеты, а не ее облачного слоя, как мы видим у планет-гигантов или у Венеры. Можно будет разглядеть ледяные полярные шапки Марса, его разноцветные равнины, редкие облака над гигантскими вулканами, утренний иней на поверхности. В конце марсианской весны мы увидим гигантские пылевые бури, которые неизбежно начнутся там, как только разогреется атмосфера планеты при сближении с Солнцем. И тогда видимость поверхности резко ухудшится.

В начале июня расстояние между Землей и Марсом сократится уже до 0,74 а.е. (111 млн км), диаметр Марса возрастет до 12,5", будут видны наиболее крупные образования на его поверхности. В начале июля, когда планеты сблизятся до 0,55 а.е. (82 млн км), а диаметр достигнет 17", даже начинающие астрономы с небольшими телескопами смогут рассмотреть многие детали на поверхности Красной планеты. Эти наблюдения - непростое, но чрезвычайно увлекательное дело. И главное в них - практика (чем больше смотришь, тем больше видишь). Стремитесь наблюдать почаще, подольше, и небо откроет вам свои тайны.

Блеск Красной планеты будет расти: от -0,7m в начале описываемого периода до -2,4m в конце. 10 июля он окажется -1,7m, то есть превзойдет блеск Юпитера. Марс станет самой яркой планетой, видимой в это время. Пройдя большую часть созвездия Водолея, он к концу июля в предутренние часы будет находиться на высоте около 20о. Это вполне благоприятные условия для начала систематических наблюдений.

Венера и Меркурий в месяцы, о которых мы рассказываем, видны плохо.

К концу июля четыре из пяти видимых невооруженным глазом планеты (исключая Марс) окажутся за Солнцем.

Любителям астрономии не останется ничего другого, как обратить свой взор к более далеким телам Солнечной системы, благо летний период - самый благоприятный для этого. Давайте попробуем отыскать Уран и Нептун. И тут непременно потребуется хороший бинокль.

Уран, находящийся на расстоянии 20 а.е. (3 млрд км) от Солнца, медленно перемещается по созвездию Водолея, недалеко от эклиптики. Найти планету несложно: ее блеск сейчас составляет 5,7m (можно увидеть и невооруженным глазом, если только точно знать, где она находится). Звезд в этой области немного, и, воспользовавшись приведенной картой, вы без труда отыщете зеленоватую звездочку, какой представляется планета в бинокль или небольшой телескоп. Во второй половине июня хорошим ориентиром при поиске Урана станет Марс, который будет находиться поблизости, а 20 июня пройдет всего в 2,5о южнее далекого гиганта.

Попытайтесь найти и Нептун, хотя это посложнее - его блеск гораздо слабее, 7,8m. Однако хороший бинокль позволит увидеть его. В отличие от Урана цвет самого далекого из газовых гигантов интенсивно-синий. К сожалению, ни в бинокль, ни в малый телескоп этого не увидишь. Расстояние до него 30 а.е., или 4,5 млрд км.

Разнообразить наблюдения поможет Луна. После новолуния 31 мая она впервые покажется на вечернем небе через два-три дня. 3 июня ее, в фазе 0,12, можно будет заметить в созвездии Близнецов, неподалеку от его главных звезд - Кастора и Поллукса. 4 и 5 июня Луна видна недалеко от Юпитера, а 6-го, в фазе 0,4, - в созвездии Льва, почти рядом с его главной звездой Регул. На следующий вечер, все в том же Льве, наступит первая четверть (Ф=0,5). Около полуночи с 9 на 10 июня Луна, в фазе 0,72, окажется уже в созвездии Девы, вблизи группы достаточно ярких звезд. В бинокль можно увидеть, как Луна пройдет, "едва не задев", сначала одну из этих звездочек, а через час, в 1 ч 09 мин, закроет своим темным краем другую, более яркую, носящую обозначение 46 Девы. Примерно через два часа наша спутница пройдет совсем близко около еще одной звезды, 48 Девы (6,6m). Наблюдать это можно в Москве и в Подмосковье, а в более южных или северных районах картина будет другой.

13 июня Луна, в фазе 0,91, пройдет рядом со звездой (вернее, со звездами - их две) α Весов. На части европейской территории страны можно наблюдать их покрытие (в Москве не видно). 14 июня в созвездии Змееносца наступит полнолуние (Ф=1,0), а 19 июня Луна пройдет южнее Марса - при восходе Луны их будет разделять 5,5о. 21-го наступит последняя четверть (в Рыбах), а 29-го - новолуние. В последние дни июня спутница нашей планеты появится низко на востоке незадолго до восхода Солнца. И вечный цикл лунных фаз начнет в очередной раз повторяться.

Вечером 2 июля на фоне закатной зари можно заметить тончайший серпик (Ф=0,095), обнимающий матово светящийся диск Луны, а всего в 4о от него - Юпитер. Вероятно, это будет очень красивое сближение. На следующий день лунный месяц виден рядом с Регулом (α Льва).

6 июля Луна в фазе 0,35, то есть меньше полумесяца, закроет своим темным краем безымянную звездочку 6,5m в созвездии Девы. Это случится в 23 ч 37 мин (по московскому времени) и будет отлично видно в бинокль. На следующую ночь, в фазе первой четверти, Луна окажется рядом с яркой γ Девы (2,7m) и закроет ее. Но на сей раз увидеть это смогут жители южных и восточных регионов, например Татарстана или Волгоградской области. В небольшой телескоп они смогут увидеть, что эта на первый взгляд обычная звезда на самом деле состоит из двух почти одинаковых звезд (они связаны между собой тяготением и образуют так называемую двойную звезду). Луна закрывает их одну за другой с интервалом в несколько секунд. Жаль, что в Москве это явление видно не будет.

13 июля наступит полнолуние (в Стрельце), 17 июля Луна вновь приблизится к Марсу - утром их будет разделять расстояние в 5о, а еще через несколько часов Марс скроется за краем лунного диска - произойдет очередное покрытие. Мы этого не увидим - на территории России будет день. 21 июля в созвездии Рыб наступит последняя четверть Луны, а 29-го - новолуние; вместе с Солнцем Луна окажется в созвездии Рака.

С автором можно связаться по электронной почте: astronom@narod.ru или зайти на его сайт в Интернете: http://astronom.narod.ru

Луна и планеты вечером в начале июня.
Звездная карта, которая поможет вам следить за перемещением Урана и Марса в июне и в начале июля 2003 года. Звезды указаны до 7 звездной величины. Блеск звезды 59 - 5,9m. Греческими буквами δ, γ, μ, λ обозначены наиболее яркие звезды в