Медведь… домашнее животное

Некоторые исследователи считают, что первым домашним животным первобытного человека был... пещерный медведь.

Собака — самый древний друг человека, животное, наиболее давно прирученное нашими предками. Так в один голос утверждают все авторитеты.

Пещерный медведь играл важную роль в ритуальных обрядах доисторического человека.

Однако некоторые исследователи считают, что первым домашним животным первобытного человека был... пещерный медведь. Они говорят даже, что список домашних животных нужно дополнить еще двумя видами вымерших зверей: американским мастодонтом — родственником слона и гигантским ленивцем, жившим в Южной Америке и по размерам не уступавшим слону.

Хищник или предмет откорма?

Еще недавно пещерный медведь считался страшным хищником. Однако исследования, произведенные в пещерах Австрии, дали совершенно иную картину. Оказалось, что охотнику неандертальской эпохи, вооруженному примитивным каменным оружием, вовсе не нужно было бояться своего огромного мохнатого соседа по пещере и можно было даже жить с ним бок о бок. Оказалось, что пещерные медведи питались травой и другой растительной пищей! Об этом говорят рельеф его зубов, а также результаты других исследований. Характерные деформации многих из найденных черепов доказывают, что медведи страдали болезнью, которую сейчас определили бы как актиномикоз. Ею болеют исключительно травоядные животные — овцы, коровы, козы.

Грузное травоядное животное, проводящее треть своей жизни в зимней спячке, должно было быть для неандертальцев чем-то вроде живой кладовки с пищей. Ощутив голод, достаточно было пойти по подземным галереям, найти нишу, в которой дремлет пещерный медведь, и «угостить» его дубиной по голове. Наш предок поступал почти так же, как современный человек, идущий в хлев, чтобы зарезать свинью.

В Драконовой Яме в Австрии найдено сразу множество скелетов пещерных медведей, в которых наблюдаются почти все такие же изменения, какие происходили у собак в результате процесса их одомашнивания. Великаны лежат здесь рядом с карликами, длинноногие звери с черепами, как у борзых, — рядом с такими, у которых череп укорочен, как у бульдогов, а короткие кривые лапы напоминают таксу.

Поклонники «святого» мишки

В жизни доисторических европейцев медведь играл немалую роль. На длинные древки насаживались грубо обитые острые каменные осколки: так получились первые копья, позволявшие убить медведя, даже запрятавшегося в недоступное место. Его убивали каменным топором, а для разрезания туши и выделки шкуры создали прямо-таки новую технику обработки кремня и кварцита.

Исторический момент, когда человеку удалось покорить своей властью зверя вдесятеро тяжелее и сильнее себя, вызвал не только техническую, но и моральную революцию. В эпоху пещерного медведя в мозгу у человека забрезжили первые культовые представления, появились первые колдуны. В некоторых пещерах обнаружены странные прямоугольные каменные ящики, тщательно прикрытые плоскими каменными плитами. В каждом из таких ящиков найдено по нескольку черепов пещерного медведя. Может быть, это был первый культовый обряд человечества.

За неандертальскими почитателями пещерного медведя пришли люди поздней ледниковой эпохи, охотившиеся на зубров, мамонтов, диких лошадей. Но близкое знакомство человека с пещерным медведем, продолжавшееся сотни тысяч лет, оставило глубокие следы. «Медвежьи» церемонии были важными для людей обрядами вплоть до конца ледниковой эпохи и повсюду отражены в тогдашнем искусстве. Когда пещерный медведь стал редкостью, то его место занял меньший по размерам, но гораздо более опасный бурый медведь. Культ этого медведя сохранился вплоть до XIX века среди последних представителей каменного века в Европе и Северной Азии — например, среди сибирских племен, айнов на севере Японии, лапландцев.

Пещерный медведь пережил неандертальского человека на какой-нибудь десяток тысячелетий. Возрастающая суровость климата все более удлиняла его зимнюю спячку. Травы и другие растения, которыми он мог питаться, росли лишь по нескольку месяцев в году, а остальное время ему приходилось оставаться в мрачной пещере, как в тюрьме. Зубы у него работали мало, и у молодых медведей вырастали так, что буквально смыкали им пасть. На большинстве черепов последнего периода существования пещерного медведя найдены следы тяжелого воспаления челюстей, кости их свидетельствовали о том, что животные, заключенные в своих тесных логовах, болели рахитом и артритами.

Опытные охотники поздней ледниковой эпохи легко справлялись с этими несчастными калеками. Так вымерло первое животное-тотем — обожествленный человеком косматый исполин доисторических времен.

Ленивец в хлеву

Еще более сенсационно звучит другая гипотеза, утверждающая, что ту роль, которую для доисторических обитателей Европы играл медведь, для доисторических обитателей Южной Америки играл гигантский ленивец.

В 1890 году близ местности Ультима Эсперанса («Последняя Надежда») в Патагонии были обнаружены пещеры. Их в течение нескольких лет последовала целая группа ученых. В пещерной глине были найдены кости гигантского ленивца — грипотерия, расщепленные человеческой рукой, а также опаленные куски кожи этого животного, сильно обугленные по краям. Часть пещеры, отгороженная искусственной стеной из обломков камня, образовала что-то вроде хлева. За этой загородкой найдены связки сена и толстые слои навоза. По-видимому, животное находилось здесь очень долго и обитатели пещеры кормили его, как домашнее.

Действительно ли было так, это должны показать дальнейшие находки. Во всяком случае, первобытные жители Южной Америки, попавшие туда из Азии через нынешний Берингов пролив и Аляску, а затем через северный материк Америки, нашли там особый животный мир, отличающийся от нынешнего. Там обитали животные, характерные для Южной Америки,— гигантские ленивцы и панцирники. Были и такие виды животных, которые жили когда-то и в Европе и в Азии, но вымерли там гораздо раньше, еще до появления человека. К ним относятся саблезубые тигры и мастодонты; из последних в Европе позже развились мамонты и теперешние слоны.

Он видел косматых слонов

Когда вымерли последние представители этого оригинального животного мира, неизвестно. Есть даже люди, вообще сомневающиеся в том, что эти животные вымерли без следа, и, возможно, что огромные ленивцы, броненосцы и саблезубые тигры укрываются еще где-нибудь в неисследованных лабиринтах болотистых джунглей Южной Америки.

А мастодонты? Ведь если верить рассказам американского искателя приключений Дэвида Ингрэма, то еще в XVI веке мастодонты гуляли по прериям Южной Америки!

Ингрэм был среди тех 140 моряков, которых в 1568 году английский адмирал Гаукинс высадил между Мексикой и Флоридой и которые, уходя от испанцев, в течение нескольких лет пробивались вдоль материка Южной Америки. Уцелел и добрался до Англии в конце 1582 года один лишь Ингрэм. К его удивительным рассказам о том, что он видел в американских лесах и прериях, историки относились не очень серьезно. Однако Ингрэм подробно описал и нарисовал бизона и медведя гризли, а сделанное им описание великих прерий и крупных рек является безукоризненным. Так почему же большие мохнатые слоны, которых он будто бы видел вблизи от стад бизонов, должны быть только плодом его фантазии? Ингрэм видел такое множество удивительных животных, что ему незачем было примешивать к ним выдуманные виды!

Впрочем, есть и другие указания на то, что древние обитатели Америки сталкивались с мастодонтами, охотились на них и даже приручили, как приручают сейчас слонов жители Индии и Бирмы.

Верхом на мастодонте

В Средней и Южной Америке культура уже тысячи лет назад достигла такого уровня, когда приручение животных, пригодных под вьюк и под седло, стало обычным. Лошадей в Америке тогда не было: их привезли только европейцы. На плоскогорьях Перу, где возникла культура инков, обитали ламы, которых жители тех местностей и сейчас используют в качестве вьючных животных. А в Средней Америке, где развилась культура майя, существовало только одно животное, пригодное для перевозки грузов,— мастодонт.

Археологи, обнаружившие при раскопках в Гватемале и Юкатане храмы, дворцы и крепости майя, не переставали восхищаться найденными здесь великолепными скульптурами. Некоторые из них изображали слонов с пассажирами и погонщиками. Это было принято как указание на то, что майя явились из Азии. А может быть, на этих скульптурах попросту изображены мастодонты?

Существуют и другие доказательства. Во многих местах скелеты мастодонтов найдены среди обломков керамических изделий майя. Археолог Франц Шпильман раскопал в 1928 году целую гончарную мастерскую майя, относящуюся к эпохе между II и IV веками нашей эры. Хозяин этой мастерской, по-видимому, держал у себя мастодонта, так как кости этого огромного животного лежали среди обломков чаш и кувшинов. Вот уж поистине «слон в посудной лавке»!

Все эти любопытные предположения и множество других, не менее интересных, можно найти в книге «Я искал Адама», написанной Г. Вендтом, современным немецким зоологом, журналистом и писателем,

(Из польского журнала «Обозрение». Перевод 3. Бобырь.)