Сказка о трёх богатырях, которые сразились с «электрическим драконом»
Ник. Горькавый
Журнальный вариант одной из научных сказок из новой книги Ник. Горькавого «Электрический дракон».
Журнальный вариант одной из научных сказок из новой книги Ник. Горькавого «Электрический дракон», которая выйдет в свет в издательстве АСТ в начале этого года.
— Испокон веков не было ничего страшнее для человека, чем гроза с молниями и громом. Тёмные тучи налетали на деревни и города, молнии, как огнедышащий дракон, сжигали дома, расщепляли деревья, убивали людей. Все, кто мог, — прятались; все, кто верил в милосердие богов, — молились. Но всегда находились среди людей те, кто превосходил остальных умом и силой, кто не боялся сразиться с самым опасным врагом. Нашлись смельчаки, бросившие вызов и «электрическому дракону».
— И кто же были эти богатыри? — поинтересовалась Галатея, слушавшая вечернюю сказку, которую читала её мама, принцесса Дзинтара.
— Вечно ты перебиваешь! — укоризненно сказал Галатее старший брат Андрей, впрочем, он был не настолько старше сестры, чтобы не слушать мамины научные сказки.
— Их было трое, — ответила Дзинтара, — русский Михайло Ломоносов, немец Георг Рихман и американец Бенджамин Франклин. Они не испугались дракона, плюющегося молниями и рычащего громом, решили узнать его слабые стороны, а может быть, и заставить чудовище работать на человека.
— Дракона? Работать? — недоверчиво покачала головой Галатея.
— Именно так. Каждый богатырь шёл к битве с драконом своим путём. Когда все трое были подростками, никто даже не догадывался, что из них вырастут богатыри. Этих пареньков объединяли только три вещи: они были очень талантливы, очень бедны и очень хотели учиться.
Михайло Ломоносов был из крестьян. Он вырос в глухой деревне Холмогоры возле Белого моря, и ему была уготована отцовская судьба: ходить за сохой да ловить неводом рыбу. Однако больше всего на свете Ломоносов хотел постичь науки, увидеть разные страны и разгадать, почему гремят грозы и светят полярные сияния. Но отец и слышать не хотел о том, чтобы отпустить сына учиться. Он даже решил его женить, чтобы дурь из головы выбить. Тогда девятнадцатилетний Михайло надел тулуп, взял котомку с двумя книжками: «Грамматикой» Мелетия Смотрицкого и «Арифметикой» Леонтия Магницкого — и в декабрьский лютый мороз сбежал из дома. Три дня и три ночи он шёл пешком по заснеженной дороге, по санному следу, пока не нагнал рыбный обоз и не попросился ехать с рыбаками.
— Он же мог замёрзнуть насмерть! — ужаснулась Галатея. — Или его могли съесть волки!
— Да, это был отчаянно смелый шаг, — согласилась Дзинтара. — Но Ломоносов очень хотел учиться!
Михайло помогал толкать застрявшие в сугробах сани и собирать сушняк для костров во время ночёвок. Рыбаки знали, что парень едет в город учиться, и посмеивались над ним: разве ученье поможет поймать больше рыбы? Михайло в ответ отшучивался и присутствия духа не терял. Вот только ночью приходили в голову тревожные мысли: справится ли он? Говорят, для ученья языки надо знать хорошо: латынь, немецкий.
Спустя три недели после начала путешествия, в январе 1731 года, рыбный обоз прибыл в Москву. Михайло шёл по улице и дивился. Народищу-то сколько! Дома-то какие здоровенные!
В те времена в России учёба была привилегией дворян. Ломоносову пришлось пойти на обман: он сказался не крестьянским, а дворянским сыном. Его взяли в единственное в то время высшее учебное заведение России — Славяно-греко-латинскую академию. Малолетние ученики посмеивались над взрослым Михайло, но именно он стал самым знаменитым выпускником этого учебного заведения.
Следующие десять лет прошли в бедности и в упорной учёбе. Ломоносов набирался знаний в Москве и Киеве. В 1735 году его и ещё 12 лучших учеников отправили в Петербург и зачислили студентами университета при Академии наук. Михайло начал изучать немецкий язык, математику, экспериментальную физику. В марте 1736 года Академия наук приняла решение отправить самых способных молодых людей в Европу для изучения технических и естественных наук.
За границей Ломоносов обучался пять лет: около трёх — в Марбургском университете и около года — во Фрайбурге. Ещё около года он провёл в переездах, был в Голландии и к тридцати годам превратился из крестьянского парня в разностороннего учёного, владеющего латынью и несколькими европейскими языками. Его научные интересы были многогранны, но исследование молний и северных сияний заняли особое место в его трудах.
Второй богатырь — Георг Рихман — родился в семье прибалтийских немцев. Он не знал своего отца, который умер от чумы ещё до его рождения. Георг был ровесником Ломоносова, но с учением ему повезло больше: без особых помех Рихман начал учёбу в Таллине, а продолжил в Германии. Завершив образование, он стал домашним учителем детей немецкого графа. Когда тот вместе с семьёй переехал в Санкт-Петербург, то взял Георга с собой. Рихман решил по-ступать в Санкт-Петербургскую академию наук и художеств (Петербургскую академию наук). Он подал в приёмную комиссию своё сочинение по физике и сопроводил его просьбой зачислить в студенты. К радости Рихмана, его приняли. К тридцати годам Рихман стал серьёзным физиком. Он подружился с Михаилом Ломоносовым, который к тому времени уже занимал должность профессора академии.
Статьи по теме
- Сказка об астрономе Иосифе Шкловском и об инопланетных цивилизациях
- Сказка о Сен-Викторе и Беккереле, открывших таинственное излучение
- Сказка о Максе Планке, который в свете электролампы нашёл свою постоянную
- Портреты на банкнотах: физики - электротехники
- Молния: больше вопросов, чем ответов
Читайте в любое время