Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Альтамира, Ласко, Шове

Кандидат технических наук Степан Мойнов

Первой «расписной» пещерой, о которой узнала вся планета, была как раз Альтамира, расположенная на севере Испании.

О том, что люди древнекаменного века умели рисовать, я узнал ещё мальчишкой в 1945 году. Помню просторный зал исторического музея Грузии, куда нас, пятиклассников, привели на экскурсию. Помню стену слева от входа и яркое, красное по белому, изображение бизона на ней. Рогатый зверь казался живым, готовым сорваться со стены и помчаться, круша всё на своём пути. Из надписи я узнал, что это копия рисунка, сделанного в незапамятные времена где-то в Испании на стене пещеры с таинственным названием Альтамира. А потом была чудесная книга «Борьба за огонь» Рони-старшего, подаренная мне нашей добрейшей преподавательницей истории. Детский интерес к жизни и художественному творчеству людей палеолита остался у меня на всю жизнь, как и неосуществлённая мечта о посещении этого грота.

Рисунок бизона на стене пещеры Альтамира. Фото: Henri Brenil, Emile Cartailhac/Wikimedia Commons.

Первой «расписной» пещерой, о которой узнала вся планета, была как раз Альтамира, расположенная на севере Испании, между побережьем Бискайского залива и склонами Кантабрийских гор. А обнаружила живописные изображения девятилетняя девочка, дочь испанского археолога-любителя графа Марселино де Саутуолы. Во время посещения пещеры с отцом в 1879 году именно она разглядела на потолке цветные изображения бизонов. Саутуола тщательно изучил рисунки, датировал их эпохой палеолита и годом спустя опубликовал сообщение о находке. Публикация Саутуолы была встречена в штыки ведущими археологами тех дней. Палеолит и реалистическая полихромная живопись были понятиями абсолютно несовместимыми, противоречившими общепринятой концепции развития доисторического общества, согласно которой освоение и совершенствование людьми новых навыков, в том числе и художественных, могли происходить исключительно от простых форм к более сложным. Специалисты были убеждены: монументальные рисунки Альтамиры, возникшие «из ниоткуда», не могли быть сделаны людьми древнекаменного века — бродячими охотниками–собирателями, которые едва научились разводить огонь и не могли даже лепить горшки из глины, чтобы сварить пищу...

Статьи по теме

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки